Насколько же Моцарт сложнее Вивальди! (При всей моей любви к последнему.) Духовно сложнее. Сейчас, после того, как я массивом слушал Вивальди, впечатление от Моцарта было разительным. Как у него все с двойным дном, даже в мажорной музыке ощущуется нечто демоническое. "Мефистофель, целующий распятие" (как я сформулировал еще давно, в молодости).
Кстати, впервые был восхищен интерпретацией Дэвиса, все как-то мне в ней чего-то недоставало.
Фуга Laudate pueri и все Kyrie заставили вспомнить гигантские полотна Тинторетто, виденные в Венеции.
( Да, этот город перевертывает сознание, меняет кровь.)
И слушая, понимаешь, что мировоззрение автора было трагическим, как и мировоззрение автора "Феноменологии духа" и "Логики", философии трагической и демонической, несмотря на афшируемое благочестие.