Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Шёнберг и Шостакович

Шёнберг - Струнное трио op. 45 (1946) - артисты квартета "La Salle".
Шостакович - Квартет №13 b-moll op. 138 (1970) - квартет Fitzwillam.

Интересно было прослушать эти два сочинения подряд.
Если "семантика" квартета Шостаковича давно мне ясна, то трио Шёнберга представляется абсолютно невербализируемым. Можно, конечно, сослаться на нефигуративную ("абстрактную") живопись, хоть это и банально.
Например, прежде чем на картине Пикассо увидеть нечто антропоморфное, можно вообразить себе некий город, блуждание по его улицам, какие-то случайные встречи, лучи света, пятна тьмы...



Ясно также, что Шостакович внимательно изучал произведения, подобные трио Шёнберга, когда в поздний период стал использовать 12-тоновую технику. Можно даже услышать тематические пересечения, хотя это может быть случайно и обусловлено просто сходством разных 12-тоновых тем.
Tags: 20 век, Пикассо, Прага, Чехия, Шенберг, Шостакович, Шостакович_квартеты, живопись
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Тринадцатый квартет Шостаковича

    Ровно 50 лет назад я был на московской премьере 13-го квартета Шостаковича (op. 138, b-moll). Исполнял Квартет им. Бетховена. Ленинградская премьера…

  • Разгадка одной загадки

    Даю ответ на вопрос, заданный по поводу одной картины Пикассо в пражской Национальной галерее. Картина называется "Женщина, играющая на гитаре"…

  • Некая загадка

    Интересно, как бы вы определили название вот такой картины Пикассо (из Национальной галереи в Праге): ? Комментарии пока скрываю. Замечу, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments