Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Моцарт - Клавирный концерт №20 d-moll, K. 466

С classic-online прослушал две записи: Б.Вальтер (дирижер и солист) с орк. NBC (живая запись 11 марта 1939 г.) и Г. Шолти (дирижер и солист) с Английским камерным орк., 1989 г.
Первую запись я еле дослушал: очень плохая фонограмма и слишком быстрые (на мой взгляд) темпы. Сочинение "загнано".
Запись Шолти вполне каноническая. Он играет бетховенские каденции, которые гениальны, хотя с опытом понимаешь, что это именно Бетховен, а не Моцарт. Но я с детства, слушая концерт с этими каденциями (у разных исполнителей), воспринимал их как нечто неотъемлемое от целого моцартовского сочинения. В отличие от чудовищной каденции Бриттена в 22-м концерте, которую записал Рихтер (и очень ее хвалил). Но она же абсолютно чужеродна! И тут как раз уместно вспомнить поговорку "quod licet Jovi non licet bovi", и быку Бриттену до Юпитера Бетховена очень далеко (при всем моем искреннем уважении к английскому мастеру).

Рихтер говорил, что не запоминает музыку Моцарта. "Ничего в голове не остается". Вспомнил по этому поводу один фрагмент "Лотты в Веймаре" Т. Манна, из 3-й главы в рассуждениях доктора Римера:

"Как-то раз в экипаже он сказал мне: "Ирония это та крупица соли, которая и делает кушанье съедобным". Я не только открыл рот от удивления, у меня от этих слов мороз пробежал по коже, ибо вы видите перед собой человека, не похожего на того
неустрашимого дурачка из народной сказки, пустившегося на поиски страха. Меня легко бросает в дрожь, а здесь к тому имелся достаточный повод. Вдумайтесь, что это значит: без примеси иронии, id est нигилизма, все становится несъедобным. Это - нигилизм как таковой, это - разгром вдохновения, если не говорить о вдохновении абсолютным искусством -
поскольку к последнему вообще приложимо слово вдохновение. Я никогда не мог позабыть эти слова, хотя уже давно сделал открытие, - довольно неприятное, - что сказанное им легко забывается. Да, легко забывается! Отчасти это, вероятно, происходит оттого, что его любишь, слишком жадно впиваешь в себя его голос, взгляд, выражение лица, с которым он произносит те или иные
слова, так что на сказанное уже не хватает внимания, вернее, от сказанного мало что остается, если отнять этот взгляд, голос, жест, неотъемлемые от самой сути: а суть у него больше, чем у кого бы то ни было связана с личностью; я бы даже сказал, что этой-то связью и определяется его правда настолько, что без поддержки и придатка личного она уже перестает быть правдой.
Пусть так, тут нечего возразить! И все же одним этим не объяснишь, почему столь легко забываются его слова. Должна быть еще какая-то причина, в них самих заложенная. И мне думается, что эта причина - противоречивость, частенько неуловимая двусмысленность, видимо составляющая суть и природы, и абсолютного искусства, но, несомненно, наносящая ущерб их прочности и
приемлемости. Приемлемо и пригодно для бедного человеческого разума только нравственное. Не нравственное, но стихийное, нейтральное, короче: злостно-дразнящее, то, что может быть названо эльфическим - давайте примем этот термин, - то, что идет от мира всепризнания и уничтожающей терпимости, мира без причин и цели, где зло и добро уравнены в своем ироническом праве, - человек не приемлет, ибо это не внушает ему доверия, за исключением того безграничного доверия, которое эльфическое все же ему внушает, а это значит, что к противоречивому человек может и относится только противоречиво".
(Курсив мой. - А.Б.)


Как тут не вспомнить элиотовское

Humankind cannot bear very much reality.

А также пушкинское

Скажите, Вы, поэт уклонный, лицемерный,
Вы нас морочите...


А понимание описанного тут феномена эльфичности необходимо, на мой взгляд, для понимания искусства, подобного моцартовскому.

PS. Ссылка на одну очень интересную (и давнюю) дискуссию на форуме "Классика", которая слегка касается темы этого сообщения.
Tags: classic-online, Б. Вальтер, Бетховен, Бетховен_фортепиано, Бриттен, Моцарт, Моцарт_фортепианный концерт, Пушкин, Рихтер, Т. Манн, Элиот, дирижеры, пианисты, форум
Subscribe

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианный концерт” Tag

  • Моцарт - Клавирные концерты №№ 9 (Es, K. 271) и 22 (Es, K. 482) - Г. Анда

    Интересно столкнуть эти концерты, в чем-то "параллельно-изоморфные". Как ни прекрасен ранний концерт, по праву признанный прорывом в жанре клавирного…

  • Про музыку

    Но уже не в самоизоляции, а на каникулах, которые, судя по всему, придется провести дома. Уже так присиделись, что и по Москве-то не больно хочется…

  • Музыка в условиях самоизоляции

    Где-то неделю назад мне приснилось, что я слушаю какую-то сонату Прокофьева, и она мне даже нравится. Чуть ли не Восьмую. Но эта соната всегда была…

  • О некоторых записях клавирных концертов Моцарта

    На classic-online прослушал две записи: G-dur'ного (№17, К. 453) с Ингрид Хеблер, Лондонским СО под упр. В. Ровицкого (январь 1965), и B-dur'ного…

  • Клавирные концерты Моцарта

    Переслушал на днях c-moll'ный концерт (К. 491) с Андой. Я думаю, что это лучшее исполнение из всех, что я знаю. Начало звучит мощно и с трагическим…

  • Тёрнер

    Это совершенно уникальный художник, эволюция которого, быть может, еще удивительнее эволюции Гойи: от квазиклассических работ а ля Лоррен ("Закат…

  • Моцарт – Клавирные концерты №№26 (D, K. 537) и 27 (B, K. 595)

    Переслушал записи Р. Казадезюса с Кливлендским оркестром под управлением Дж. Сэлла. Очень хорошо то, что в медленной части D-dur’ного концерта…

  • Моцарт - 263

    В прошлом году я ни строчки не написал про Моцарта в его День: мы прилетели в Рим, а я был без компа и что-то развернутое писать не мог. Да и…

  • Бетховен и Моцарт

    В День Рождения (248-й) Бетховена можно и Моцарта слушать. С утра был 25-й концерт (C-dur, K. 503) в исполнении Г. Анды. Я стал его слушать, так как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианный концерт” Tag

  • Моцарт - Клавирные концерты №№ 9 (Es, K. 271) и 22 (Es, K. 482) - Г. Анда

    Интересно столкнуть эти концерты, в чем-то "параллельно-изоморфные". Как ни прекрасен ранний концерт, по праву признанный прорывом в жанре клавирного…

  • Про музыку

    Но уже не в самоизоляции, а на каникулах, которые, судя по всему, придется провести дома. Уже так присиделись, что и по Москве-то не больно хочется…

  • Музыка в условиях самоизоляции

    Где-то неделю назад мне приснилось, что я слушаю какую-то сонату Прокофьева, и она мне даже нравится. Чуть ли не Восьмую. Но эта соната всегда была…

  • О некоторых записях клавирных концертов Моцарта

    На classic-online прослушал две записи: G-dur'ного (№17, К. 453) с Ингрид Хеблер, Лондонским СО под упр. В. Ровицкого (январь 1965), и B-dur'ного…

  • Клавирные концерты Моцарта

    Переслушал на днях c-moll'ный концерт (К. 491) с Андой. Я думаю, что это лучшее исполнение из всех, что я знаю. Начало звучит мощно и с трагическим…

  • Тёрнер

    Это совершенно уникальный художник, эволюция которого, быть может, еще удивительнее эволюции Гойи: от квазиклассических работ а ля Лоррен ("Закат…

  • Моцарт – Клавирные концерты №№26 (D, K. 537) и 27 (B, K. 595)

    Переслушал записи Р. Казадезюса с Кливлендским оркестром под управлением Дж. Сэлла. Очень хорошо то, что в медленной части D-dur’ного концерта…

  • Моцарт - 263

    В прошлом году я ни строчки не написал про Моцарта в его День: мы прилетели в Рим, а я был без компа и что-то развернутое писать не мог. Да и…

  • Бетховен и Моцарт

    В День Рождения (248-й) Бетховена можно и Моцарта слушать. С утра был 25-й концерт (C-dur, K. 503) в исполнении Г. Анды. Я стал его слушать, так как…