Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Моцарт - Соната F-dur, K. 533+494

Вчера и сегодня, как говорится, между работой, прослушал 4 записи этой сонаты:
1) С. Рихтер. Пистойя, 1.02.1989, live;
2) С. Рихтер. Комо, 10.02. 1989, live (отредактировано);
3) Э. Гилельс. Зальцбург, 1972;
4) М. Юдина (1964).

Запись из Пистойи ужасна в смысле качества фонограммы и поведения публики. Можно подумать, что там собрались идиоты, ничего не смыслящие в музыке вообще и в музыке Моцарта особенно. "Оглушительное прочищение носов и глоток" (Стравинский) в перерывах между частями, даже как-то физически ощущаешь абсолютно неадекватное поведение публики, то, как скучно слушать ей эту длинную несносную сонату.
Но гром аплодисментов в конце при этом. Скорее всего обрадовались, что кончилось.
Запись из Комо гораздо чище по звуку и по исполнению (такое впечатление, что в Пистойе Рихтер даже делал ошибки в тексте), несмотря на ляп в конце 2 части. Именно эту запись я последнее время все время и слушал и несколько раз об этом тут писал.
Гилельс, как ни странно, не выполняет никаких повторений в сонатной форме, играет, условно говоря, более лирично и романтично (по сравнению с весьма жесткой, почти клавесинной, интерпретацией Рихтера). Но Рондо (К. 494) он сыграл совершенно потрясающе, грандиозно. В минорном эпизоде я прямо увидел, как проходят мимо меня тени Фауста и Гретхен. И какой неожиданный загадочный конец! Будто останавливаешься у входа в пещеру.
Запись Юдиной, о которой я тут тоже упоминал, фантастична, несмотря на безумные темпы.
Очень хорошо написала М. Дроздова в аннотации к диску с моцартовскими записями Юдиной:
"Интерпретация, как и сама музыка сонаты, в которой заложено ощущение перспектив далекого будущего, никогда не устареет, будет вечно поражать абсолютной свободой бесконечно изобретательной мысли, вечной, нетленной молодостью духа! Удивительно смелая, интересная мотивная и полифоническая структура сонаты дала повод Юдиной взглянуть на нее как бы в "обратной перспективе", свежим взглядом художника XX века, увлеченного уже и Шёнбергом, и Веберном. Отсюда и интересные звуковые решения, и подчеркнутая выпуклость, динамическая обостренность полифонических эпизодов. Отсюда же, быть может, и эта удивительная виртуозная "доблесть" - да простится мне невольная тавтология! - немыслимая в XIX веке. Эта смелость и свобода от какой бы то ни было догмы, всегда отличающие Юдину, в сочетании с глубоким проникновением в сердцевину музыки дает нам живого, вечного и современного Моцарта".
***
В итоге я бы отдал предпочтение рихтеровской записи из Комо. Никто лучше него не передает в музыке удивительного Andante (которое я могу сравнить только с Adagio h-moll; причем, очень много общего в композиции этих сочинений) типично моцартовский "отстраняющий жест" в конце экспозиции (и, соответственно, репризы): перед вами разверзлась бездна, вы хотите заглянуть туда, но кто-то властно преграждает вам путь, словно говоря: "Это не для вас; лучше взгляните на синее небо, горы, снега".

Über allen Gipfeln
Ist Ruh...


Но вообще соната-загадка. "Соната - масон", как говорил Рихтер.
Tags: blogspot, Гегель, Гете, Гилельс, Гульд, М. Юдина, Моцарт, Моцарт_фортепианная музыка, Пруст, Рихтер, Россини, в других сетях, записки, пианисты
Subscribe

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианная музыка” Tag

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Моцарт - Соната для клавира в 4 руки F-dur, K. 497

    Нашел на classic-online запись на аутентичном инструменте: Барт ван Орт, Урсула Дютчлер (Девентер, июль 2001 г.). Это пока единственное (из…

  • Два сочинения Моцарта

    Переслушал тут запись Струнного трио Es-dur (K. 563) в исполнении Г. Кремера, К. Кашкашьян и Йо Йо Ма (запись фирмы RCA, Нью-Йорк, 1-3 марта 1984 г.)…

  • О некоторых музыкальных впечатлениях

    Переслушал (в исполнении Маккейба - J. McCabe) пять гайдновских сонат, тональности которых идут по восходящей хроматической гамме: h-C-cis-D-Es (№№…

  • Uchida & Brautigam (и Брукнер за компанию).

    Как интересно Браутигам сыграл это навязшее в зубах (или ушах) Rondo alla Turca в 11-й сонате! Я вдруг представил телегу, трясущуюся по ухабам,…

  • Про музыку

    Писать тут о музыке - дело дохлое (или полудохлое). Но всё же, если вдруг возникают какие-то сильные впечатления, то хочется что-то промычать. Я…

  • Сцепления в музыке

    Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему…

  • Моцарт - Соната F-dur KV 332 (300k), №12

    Три исполнения за последние дни: Р. Браутигем, M. Uchida, М.-Ж. Пиреш. Первый грубоват (хотя резкости можно списать на счет аутентизма), вторая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианная музыка” Tag

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Моцарт - Соната для клавира в 4 руки F-dur, K. 497

    Нашел на classic-online запись на аутентичном инструменте: Барт ван Орт, Урсула Дютчлер (Девентер, июль 2001 г.). Это пока единственное (из…

  • Два сочинения Моцарта

    Переслушал тут запись Струнного трио Es-dur (K. 563) в исполнении Г. Кремера, К. Кашкашьян и Йо Йо Ма (запись фирмы RCA, Нью-Йорк, 1-3 марта 1984 г.)…

  • О некоторых музыкальных впечатлениях

    Переслушал (в исполнении Маккейба - J. McCabe) пять гайдновских сонат, тональности которых идут по восходящей хроматической гамме: h-C-cis-D-Es (№№…

  • Uchida & Brautigam (и Брукнер за компанию).

    Как интересно Браутигам сыграл это навязшее в зубах (или ушах) Rondo alla Turca в 11-й сонате! Я вдруг представил телегу, трясущуюся по ухабам,…

  • Про музыку

    Писать тут о музыке - дело дохлое (или полудохлое). Но всё же, если вдруг возникают какие-то сильные впечатления, то хочется что-то промычать. Я…

  • Сцепления в музыке

    Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему…

  • Моцарт - Соната F-dur KV 332 (300k), №12

    Три исполнения за последние дни: Р. Браутигем, M. Uchida, М.-Ж. Пиреш. Первый грубоват (хотя резкости можно списать на счет аутентизма), вторая…