Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

О некоторых музыкальных впечатлениях

Переслушал (в исполнении Маккейба - J. McCabe) пять гайдновских сонат, тональности которых идут по восходящей хроматической гамме: h-C-cis-D-Es (№№ 47/32, 48-51/35-38; вторые номера по Хобокену).
Заметил необычную для Гайдна мрачную суровость h-moll'ной сонаты: и 1-я часть, и финал кончаются в миноре, что более характерно для Моцарта, чем для Гайдна.
Эти сонаты побудили меня прослушать некоторые клавирные сочинения К.Ф.Э. Баха, но самое сильное впечатление произвели не сонаты, а Рондо Es-dur (Wq61/1, H.288), тема рефрена которого очень похожа на тему третьей части 7-й сонаты Бетховена. Конечно, поставил и ее в фантастическом исполнении Гилельса.
Потом решил вернуться к ранним сонатам Моцарта, которые никак не укладываются у меня в голове (кроме 5-й и 6-й). Совсем другая атмосфера, чем у Гайдна и Бетховена. "Трепет Моцарта" (Г. Чичерин) уже сильно ощущается даже в Первой сонате. Что-то трудно передаваемое словами, какие-то "токи", легкие вихри, как вот на этой картине Боттичелли:



Или как у Пушкина:

О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи...


Кульминации это достигает в бесподобной 13-й сонате (B-dur, К. 333), хотя это уже зрелое сочинение (1783). Да и в мангеймских сонатах (№№7 и 8(9, К. 311, в старой нумерации)) 1777 года совсем другие масштаб и "динамика формы" (если так можно выразиться) по сравнению с шестью сонатами 1775 г., как бы хороши сами по себе они ни были. Наиболее значительными среди них мне представляются 2-я, 5-я и 6-я.
Моцарта слушал в исполнении Р. Браутигама.
Не стал даже после 13-й сонаты слушать знаменитую "предбетховенскую" 14-ю, c-moll'ную, чтобы не разрушить удивительное "антично-боттичеллиевское" настроение, вызванное 13-й.
Tags: Бетховен, Бетховен_фортепиано, Гайдн, Гайдн_клавирные сонаты, Гилельс, Италия, К.Ф.Э. Бах, Моцарт, Моцарт_фортепианная музыка, Пушкин, Уффици, Флоренция, Чичерин, пианисты, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианная музыка” Tag

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Моцарт - Соната для клавира в 4 руки F-dur, K. 497

    Нашел на classic-online запись на аутентичном инструменте: Барт ван Орт, Урсула Дютчлер (Девентер, июль 2001 г.). Это пока единственное (из…

  • Два сочинения Моцарта

    Переслушал тут запись Струнного трио Es-dur (K. 563) в исполнении Г. Кремера, К. Кашкашьян и Йо Йо Ма (запись фирмы RCA, Нью-Йорк, 1-3 марта 1984 г.)…

  • Моцарт - Соната F-dur, K. 533+494

    Вчера и сегодня, как говорится, между работой, прослушал 4 записи этой сонаты: 1) С. Рихтер. Пистойя, 1.02.1989, live; 2) С. Рихтер. Комо, 10.02.…

  • Uchida & Brautigam (и Брукнер за компанию).

    Как интересно Браутигам сыграл это навязшее в зубах (или ушах) Rondo alla Turca в 11-й сонате! Я вдруг представил телегу, трясущуюся по ухабам,…

  • Про музыку

    Писать тут о музыке - дело дохлое (или полудохлое). Но всё же, если вдруг возникают какие-то сильные впечатления, то хочется что-то промычать. Я…

  • Сцепления в музыке

    Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему…

  • Моцарт - Соната F-dur KV 332 (300k), №12

    Три исполнения за последние дни: Р. Браутигем, M. Uchida, М.-Ж. Пиреш. Первый грубоват (хотя резкости можно списать на счет аутентизма), вторая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианная музыка” Tag

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Моцарт - Соната для клавира в 4 руки F-dur, K. 497

    Нашел на classic-online запись на аутентичном инструменте: Барт ван Орт, Урсула Дютчлер (Девентер, июль 2001 г.). Это пока единственное (из…

  • Два сочинения Моцарта

    Переслушал тут запись Струнного трио Es-dur (K. 563) в исполнении Г. Кремера, К. Кашкашьян и Йо Йо Ма (запись фирмы RCA, Нью-Йорк, 1-3 марта 1984 г.)…

  • Моцарт - Соната F-dur, K. 533+494

    Вчера и сегодня, как говорится, между работой, прослушал 4 записи этой сонаты: 1) С. Рихтер. Пистойя, 1.02.1989, live; 2) С. Рихтер. Комо, 10.02.…

  • Uchida & Brautigam (и Брукнер за компанию).

    Как интересно Браутигам сыграл это навязшее в зубах (или ушах) Rondo alla Turca в 11-й сонате! Я вдруг представил телегу, трясущуюся по ухабам,…

  • Про музыку

    Писать тут о музыке - дело дохлое (или полудохлое). Но всё же, если вдруг возникают какие-то сильные впечатления, то хочется что-то промычать. Я…

  • Сцепления в музыке

    Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему…

  • Моцарт - Соната F-dur KV 332 (300k), №12

    Три исполнения за последние дни: Р. Браутигем, M. Uchida, М.-Ж. Пиреш. Первый грубоват (хотя резкости можно списать на счет аутентизма), вторая…