Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Чайковский - Симфония №3 D-dur, op. 29 (Г. фон Караян, 1967)

Идея mendelbookinist прослушать в пушкинский день Чайковского породила у меня вопрос: какую симфонию Чайковского следует считать "самой пушкинской"? Я думаю, что Третью, единственную мажорную его симфонию. Она представляется мне симфонической параллелью к опере "Евгений Онегин". Финал даже ближе по духу к роману Пушкина - петербургский бал, на котором Онегин видит совершенно изменившуюся Татьяну. И в отличие от оперы тут все холодно и жестко, нет душещипательного конца "Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!", на который я всегда слегка досадую и что абсолютно противоположно печально-ироническому завершению пушкинского романа.
Что сказать об исполнении Караяна? Честно говоря, я не в восторге. Маазель или Светланов мне гораздо больше по душе. Лень писать подробно ("But why be so cruel as to take it to pieces?" - как написано в одном из рассказов К. Мэнсфилд), но все же...
Темпы, темпы... Во вступлении полная летаргия, в первой части мне все время не хватало напора, tempo justo; в третьей не слышал задушевности (причем тут темпы были ускорены там, где как раз хотелось бы медленнее); в четвертой реплики деревянных духовых после "мотива трех карт" (Альшванг находит тут прямое предвосхищение "Пиковой дамы", но в то же время достаточно ясно прослушивается связь с "Кармен" Бизе, со сценой гадания) были недостаточно остры, звучали вяловато, а сам мотив был каким-то сонным, а не зловещим. Но вот к финалу, пожалуй, претензий у меня нет, и холодный блеск этой музыки, фугато в разработке, превосходно удались мэтру. В остальных частях было впечатление, что симфония совершенно закрыта в своей сути для дирижера и оркестра.
Такое случается даже с великими музыкантами. Вот играет Г. Гульд 30-ю и 31-ю сонаты Бетховена, и создается устойчивое впечатление, что он эту музыку не любит и играет, чтобы поскорее отвязаться. Технически безупречно, конечно, как и маэстро Караян исполняет симфонию Чайковского.
Tags: Бетховен, Бетховен_фортепиано, Гульд, К. Мэнсфилд, Караян, Чайковский, Чайковский_симфония, пианисты
Subscribe

  • Квазимузыкальные экзерсисы литературоведа

    Продолжаю читать книгу Д. Рейфилда о Чехове, и как-то становится скучно и всё больше напоминает полоскание грязного белья. Но вот по поводу рассказа…

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 3)

    Продолжаем счет дней жизни в Венеции. 16) 15 августа 2014 г. Великий праздник Италии - Ferragosto (Успение Девы Марии).Третий раз мы в этот день…

  • Неожиданная ассоциация

    Слушаю h-moll'ную сонату Шопена (в исп. Л.-У. Андснеса) и в начале Largo вдруг всплыли в памяти стихи: И упало каменное слово На мою еще живую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Квазимузыкальные экзерсисы литературоведа

    Продолжаю читать книгу Д. Рейфилда о Чехове, и как-то становится скучно и всё больше напоминает полоскание грязного белья. Но вот по поводу рассказа…

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 3)

    Продолжаем счет дней жизни в Венеции. 16) 15 августа 2014 г. Великий праздник Италии - Ferragosto (Успение Девы Марии).Третий раз мы в этот день…

  • Неожиданная ассоциация

    Слушаю h-moll'ную сонату Шопена (в исп. Л.-У. Андснеса) и в начале Largo вдруг всплыли в памяти стихи: И упало каменное слово На мою еще живую…