Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Чайковский - Симфония №3 D-dur, op. 29 (Г. фон Караян, 1967)

Идея mendelbookinist прослушать в пушкинский день Чайковского породила у меня вопрос: какую симфонию Чайковского следует считать "самой пушкинской"? Я думаю, что Третью, единственную мажорную его симфонию. Она представляется мне симфонической параллелью к опере "Евгений Онегин". Финал даже ближе по духу к роману Пушкина - петербургский бал, на котором Онегин видит совершенно изменившуюся Татьяну. И в отличие от оперы тут все холодно и жестко, нет душещипательного конца "Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!", на который я всегда слегка досадую и что абсолютно противоположно печально-ироническому завершению пушкинского романа.
Что сказать об исполнении Караяна? Честно говоря, я не в восторге. Маазель или Светланов мне гораздо больше по душе. Лень писать подробно ("But why be so cruel as to take it to pieces?" - как написано в одном из рассказов К. Мэнсфилд), но все же...
Темпы, темпы... Во вступлении полная летаргия, в первой части мне все время не хватало напора, tempo justo; в третьей не слышал задушевности (причем тут темпы были ускорены там, где как раз хотелось бы медленнее); в четвертой реплики деревянных духовых после "мотива трех карт" (Альшванг находит тут прямое предвосхищение "Пиковой дамы", но в то же время достаточно ясно прослушивается связь с "Кармен" Бизе, со сценой гадания) были недостаточно остры, звучали вяловато, а сам мотив был каким-то сонным, а не зловещим. Но вот к финалу, пожалуй, претензий у меня нет, и холодный блеск этой музыки, фугато в разработке, превосходно удались мэтру. В остальных частях было впечатление, что симфония совершенно закрыта в своей сути для дирижера и оркестра.
Такое случается даже с великими музыкантами. Вот играет Г. Гульд 30-ю и 31-ю сонаты Бетховена, и создается устойчивое впечатление, что он эту музыку не любит и играет, чтобы поскорее отвязаться. Технически безупречно, конечно, как и маэстро Караян исполняет симфонию Чайковского.
Tags: Бетховен, Бетховен_фортепиано, Гульд, К. Мэнсфилд, Караян, Чайковский, Чайковский_симфония, пианисты
Subscribe

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 1)

    Отправимся в Мадрид. О первом нашем мимолетном заезде, точнее, заскоке, в Мадрид по пути из Севильи в Москву 5 февраля 2011 г. я писал здесь:…

  • 75 городов (Севилья: август 2015 и январь 2020)

    Хочется уже закончить севильскую ретроспективу. И здесь, по мимолетному визиту 11 августа 2015 г. и совсем недавней поездке в начале прошлого года,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 1)

    Отправимся в Мадрид. О первом нашем мимолетном заезде, точнее, заскоке, в Мадрид по пути из Севильи в Москву 5 февраля 2011 г. я писал здесь:…

  • 75 городов (Севилья: август 2015 и январь 2020)

    Хочется уже закончить севильскую ретроспективу. И здесь, по мимолетному визиту 11 августа 2015 г. и совсем недавней поездке в начале прошлого года,…