Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Music:

MEMORIA

Переслушиваю сейчас гайдновские квартеты (опус 50), делая короткие заметки для себя, и, что в общем-то понятно, вдруг всплыл в памяти последний квартет Бетховена (№16, F, op. 135). Прослушал, вспоминая свое очень яркое юношеское впечатление о нем, когда я слышал что-то призрачное в его первой части (и не читал еще ни Одоевского, ни, разумеется, великолепный разбор в книге Л.В. Кириллиной). Об этом я некоторое время назад оставил заметку на блогспоте.
Бетховен в этом квартете создал что-то вроде призрака классицистского квартета, как потом Стравинский создал призрак классицистской симфонии в Symphonia en Ut, проницательный анализ которой принадлежит А.Г. Шнитке.
***
Три "удара" при переходе к финалу в бетховенском квартете "повели" к 13 квартету Шостаковича (о чем я в 16 лет тоже не мог знать), а этот квартет, в свою очередь, навел на воспоминание об одном концерте в Малом зале Консерватории 24 апреля 1971 г.
Я помчался на этот концерт, так как на нем, кажется, впервые после московской премьеры 20 декабря 1970 г., повторяли 13 квартет Шостаковича. А концерт 20 декабря перевернул во мне всё буквально: мне открылся совершенно новый Шостакович - космический.
Исполняли бетховенцы (24 апр., как и на декабрьской премьере). Без проблем купил билет в партер. Что играли тогда, кроме 13 квартета, не помню. И программки не осталось, и в дневнике ничего не написал (как ни странно).
Справа от меня сидел весьма пожилой джентльмен, сообщивший мне доверительно, что на второе отделение не останется (т.е. на Шостаковича), так как до такой музыки не дорос. Кажется, еще он сослался на Казальса, который всю новую музыку называл "шарканьем ботинок по паркету". "Удеру", - сказал старик мне на ушко.
Слева же от моего кресла сидела очень приятная пожилая дама, которая вдруг, повернувшись ко мне, спросила: "А вы не знаете, где Дмитрий Дмитриевич? Что-то я его не вижу". Может быть, она приняла меня за кого-то из молодых людей, в каком-то смысле близких Шостаковичу? Или тогда вообще на такие концерты приходила публика, действительно близкая Шостаковичу хотя бы в смысле духовной близости, люди, почитающие его и даже боготворившие (к числу последних в свои 20 лет принадлежал и я). "Мне говорили, что он болен", - ответил я, напустив на себя важный вид. Что ответила дама, я не помню, а тут и концерт начался. "И висты учредились".
Я пишу это к тому, что тогда в Москве появление Шостаковича на концертах, где исполнялись его сочинения, было не такой уж редкостью, чуть ли не обыденностью, но обыденностью не совсем обыденной, а тем, что одновременно обыденно и величественно*. Это как, если вы каждый день, живя во Флоренции, ходите на работу мимо Duomo, то даже это божественное сооружение, увенчанное божественным и умопомрачительным куполом, превращается в обыденность, тем не менее, не теряя своего величия. Мы и на "туристическом" уровне это ощутили, когда в последний приезд во Флоренцию жили у порога собора и по утрам слышали колокола с колокольни Джотто.
Да и наша Коломенская "площадь Чудес", куда почти каждый день ходим в течение полувека, столь же обыденна, сколь и грандиозна.
Так на рядовом абонементном концерте в Консерватории, на котором исполняли Шостаковича и присутствовал автор, по окончании концерта многие приветствовали его стоя, иной раз весь зал вставал. И уже, слава Богу, никто не спрашивал в верхах: "Кто организовал вставание?".
___________________
*Н. Дорлиак в известном фильме Б. Монсенжона о Рихтере рассказывала, как С.Т. после того, как у них в гостях побывал Шостакович, молвил: "Ну, вообразите, Ниночка, будто у нас пил чай Чайковский!".

Tags: blogspot, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Гайдн, Гайдн_квартеты, Италия, Казальс, Коломенское, Рихтер, Стравинский, Флоренция, Шнитке, Шостакович, Шостакович_квартеты, Шостакович_симфонии, в других сетях, концерты, мемории
Subscribe

Posts from This Journal “мемории” Tag

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • Канон из “Cosi fan tutte”

    Один из возможных комментариев: “Субъект... перестает быть только индивидуальным, становится уже чистым, безвольным субъектом познания, который не…

  • О некоторых музыкальных впечатлениях

    В декабре я слушал симфонии Гайдна подряд и строго в обратном порядке: от 104-й до 88-й (под упр. А. Дорати). Какой блеск, юмор, глубина и…

  • Про один концерт

    Один из признаков старческого маразма - болтливость. Вот и я впадаю в нее здесь на страницах ЖЖ. Но вот тут были некоторые воспоминания о моей…

  • Про музыку

    Но уже не в самоизоляции, а на каникулах, которые, судя по всему, придется провести дома. Уже так присиделись, что и по Москве-то не больно хочется…

  • 50

    Странное дело! Вчера вдруг захотелось переслушать малеровскую "Песню о Земле". Поставил запись Б. Хайтинка с орк. Концертгебау и певцами Дж. Бейкер и…

  • В Русском музее (29 июня 2015 г.)

    В продолжение петербургских воспоминаний зайдем в Русский музей. Поднимемся по великолепной лестнице Михайловского дворца. Три…

  • Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141 (М. Шостакович, Пражский симф. орк., live)

    Слушал с classic-online. Дата записи не указана, но вероятнее всего это уже после того, как Максим уехал из СССР. Интересное исполнение, с…

  • Клавирные концерты Моцарта

    Переслушал на днях c-moll'ный концерт (К. 491) с Андой. Я думаю, что это лучшее исполнение из всех, что я знаю. Начало звучит мощно и с трагическим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Posts from This Journal “мемории” Tag

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • Канон из “Cosi fan tutte”

    Один из возможных комментариев: “Субъект... перестает быть только индивидуальным, становится уже чистым, безвольным субъектом познания, который не…

  • О некоторых музыкальных впечатлениях

    В декабре я слушал симфонии Гайдна подряд и строго в обратном порядке: от 104-й до 88-й (под упр. А. Дорати). Какой блеск, юмор, глубина и…

  • Про один концерт

    Один из признаков старческого маразма - болтливость. Вот и я впадаю в нее здесь на страницах ЖЖ. Но вот тут были некоторые воспоминания о моей…

  • Про музыку

    Но уже не в самоизоляции, а на каникулах, которые, судя по всему, придется провести дома. Уже так присиделись, что и по Москве-то не больно хочется…

  • 50

    Странное дело! Вчера вдруг захотелось переслушать малеровскую "Песню о Земле". Поставил запись Б. Хайтинка с орк. Концертгебау и певцами Дж. Бейкер и…

  • В Русском музее (29 июня 2015 г.)

    В продолжение петербургских воспоминаний зайдем в Русский музей. Поднимемся по великолепной лестнице Михайловского дворца. Три…

  • Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141 (М. Шостакович, Пражский симф. орк., live)

    Слушал с classic-online. Дата записи не указана, но вероятнее всего это уже после того, как Максим уехал из СССР. Интересное исполнение, с…

  • Клавирные концерты Моцарта

    Переслушал на днях c-moll'ный концерт (К. 491) с Андой. Я думаю, что это лучшее исполнение из всех, что я знаю. Начало звучит мощно и с трагическим…