Вчера вдруг захотелось переслушать малеровскую "Песню о Земле". Поставил запись Б. Хайтинка с орк. Концертгебау и певцами Дж. Бейкер и Дж. Кингом. Запись хорошая, особенно в части оркестра.
Но дело не в этом. Сегодня я неожиданно вспомнил, что ровно 50 лет назад, 3 июля 1970 года, после своей достаточно успешной сессии в конце 2-го курса я прослушал это сочинение Малера впервые, купив пластинки с исполнением Б. Вальтера, К. Фэрриер и Ю. Патцака (сейчас это есть у меня на дисках). Был совершенно потрясен и, заглянув в свой дневник, прочитал, что сравнил эту вещь с двумя картинами Ван Гога, находящимися в ГМИИ: "Красные виноградники в Арле" и "Пейзаж в Овере после дождя" (вторая картина по духу ближе всё-таки к 9 симфонии). А одну из тем финала окрестил "менуэтом смерти". Может, не так и неудачно. Кстати, именно здесь я слышу отголоски "Пиковой дамы" Чайковского. Слышу сейчас, а не в 20 лет, конечно.
Но полвека назад меня потрясло сильнее всего пение К. Фэрриер. Я до сих пор считаю, что она осталась здесь непревзойденной, она это спела - раз и навсегда. Несмотря на немалое число превосходных исполнений малеровской симфонии-кантаты.
Картины Ван Гога, о которых идет речь:

(Пейзаж в Овере после дождя. 1890)

(Красные виноградники в Арле. 1888)
Из сети.