Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Вагнер и Моцарт

Сейчас самое время вернуться к Вагнеру.
В три приема (по акту в день) переслушал «Тристана» в записи Карлоса Клайбера (Дрезденская Штатскапелла; Изольда - М. Прайс, Тристан - Р. Колло, Брангена - Б. Фассбиндер, Курвенал - Д. Фишер-Дискау, король Марк - К. Моль, пастух - А. Дермота, Мелот - В. Гётц, молодой моряк - Э. Бюхнер). Без малого 4 часов на «сквозное» прослушивание у меня нет, а всё время проверять ДЗ и контрольные тошно.
Что сказать?
Сложное у меня отношение к этой опере, как и к ее автору, в последнее время.
Я не могу органично воспринимать 1-й акт. Он мне кажется даже слабым, за исключением нескольких моментов (ну, и Вступления, разумеется). Ему нужно обязательно изложить всю предысторию, и музыка попадает под диктат текста и словно бы не знает, что ей делать. Мечется в каких-то судорогах.
Во 2-м акте слияние музыки и слова гораздо органичнее, но слушая огромный ночной дуэт, я поймал себя на том, что сейчас отдал бы предпочтение дуэту Отелло и Дездемоны в конце 1 акта «Отелло» Верди (и пусть меня побьют).
А вот третий акт гениален безоговорочно. Синтез музыки и слова абсолютен. Само вступление задает недосягаемый уровень: этот подъем от низких струнных, заставляющих вспомнить Чайковского и Малера, к самым вершинам у скрипок. Что потом мы услышим в сцене пробуждения Брюнхильды в «Зигфриде». И когда глядишь с вершины третьего акта, то ландшафт всей оперы преображается, и она уже кажется совершенной.
Не будем же несправедливы к Вагнеру. Перифразируя Т. Манна (писавшего о Толстом), можно сказать, что он создал в области искусства нечто такое, о чем почти никто не может мечтать. Только ему оказалось под силу воссоздать в XIX веке дух баховских «Пассионов» в «Парсифале» и, в этом же сочинении, выразить музыкой некое великое и мистическое Прощание. К чему после него приблизились Малер в «Песне о Земле» и Шостакович в 15 симфонии.
***

Но при чем тут Моцарт? (могут меня спросить).
Сразу после Вступления к «Тристану» в ушах зазвучал моцартовский квартет Es-dur (K. 428, №16), третий из «гайдновских». Я давно называю этот квартет «тристановским», так как во второй части, в этом сумрачном Andante con moto в As-dur, есть мотив, почти тождественный с одним из мотивов Вступления к «Тристану».

Чичерин пишет об этом так:
«В богатом страстными томительными диссонансами Andante con moto струнного квартета Es-dur (К. 428) буквально и с почти тождественной гармонизацией — тема любви Тристана, его лейтмотив любви, то есть та тема, которая в самом начале Вступления к «Тристану» в партии гобоев отвечает на другой лейтмотив у виолончели, потом она же — в конце Вступления в гобое и затем в кларнете. Этот тристановский лейтмотив любви звучит в Andante con moto из квартета Es-dur, причем с теми же диссонансами, страстными переживаниями и наркотикой. Это первоисточник тристановской темы любви. Весь этот квартет — остро чувственный, а в Andante con moto переливающиеся один в другой томительно-страстные диссонансы—полное любовное томление, и после десяти тактов начинается и потом повторяется и развивается с тем же тристановским настроением этот лейтмотив любви».
(Г.В. Чичерин. Моцарт. Исследовательский этюд. – Л.: Музыка. – изд. 5-е, доп. – С. 129)

У Т. Манна в статье «Страдания и величие Рихарда Вагнера»:
«В 1860 году он пишет из Парижа Матильде Везендонк: «Нередко я с тоской взираю на страну Нирваны. Но из Нирваны быстро передо мной возникает Тристан: вы знаете буддийскую теорию возникновения мира: легкое облачко омрачает гладь небес», - тут он вписывает те четыре хроматически устремляющиеся ввысь ноты, которыми начинается и на которых замирает его opus metaphysicum: gis-a-ais-h...»
(Т. Манн. Собр. Соч. в 10 тт. – М.: ГИХЛ, 1961. – Т. 10, С. 145-146)

Я сам еще в молодости сделал тут пометку: «Rondo a-moll Моцарта!»
По нотам (если иметь в виду первое появление мотива: у Вагнера 2 и 3 такты (не считая затакта);
у Моцарта тт. 15-23.

И у Вагнера этот мотив называется всё же лейтмотивом томления.
И после первого акта «Тристана» я поставил моцартовский квартет в исполнении The Salomon String Quartet. Играют они прекрасно, даже почти все репризы выполняют (не повторяют разработку с репризой во второй части). Но вот сейчас проследил по нотам и подумал: а что, если эти нотки 16-ми портаменто в конце экспозиции (и репризы) у первой скрипки сыграть чуть легче, почти стаккато? Мы услышали бы некий смех в этом сумраке. Типично моцартовская амбивалентность.
Как у Элиота:

for the leaves were full of children,
Hidden excitedly, containing laughter.


И надо же! «Лёгонький» Моцарт (как выразился однажды Андрей Вознесенский, превозмогая одышку) совсем не померк и не потерялся в черной тени вагнеровской оперы. Напротив, «ветерком повеяло родным».
А на следующий день после 2-го акта «Тристана» я снова поставил 16-й квартет и сразу за ним – 17-й, «Охотничий». Обе вещи совершенно великолепны. И в медленной части B-dur’ного квартета тоже «томительно-страстные» гармонии, особенно после мрачной темы виолончели, хотя резких диссонансов там нет, но «пульсирующая» гармония создает их иллюзию (если я правильно понимаю, конечно).
Tags: Вагнер, Верди, ДДШ_15-я, Малер, Моцарт, Моцарт_струнный квартет, Т. Манн, Чичерин, Шостакович, Шостакович_симфонии, Элиот
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Вагнер - "Тристан и Изольда" (К. Клайбер, 1982; Дрезденская штатскапелла)

    Певцы: Тристан - Рене Колло, Король Марк - Курт Молль, Изольда - Маргарет Прайс, Курвенал - Дитрих Фишер-Дискау, Мелот - Вернер Гётц, Брангена -…

  • Вагнер и Чайковский

    Листая свой дневник, нашел такую запись (почти десятилетней давности): "Вагнер - "Тристан и Изольда" (В. Фуртвенглер) Влияние Вагнера на Чайковского…

  • Музыка года

    О работе - ни слова! Лучше о музыке (в плане самминг-апа). Абсолютно у меня в уходящем году доминировал Моцарт. Не было даже нередких в последние…

  • Вагнер и Верди

    Бруно Вальтер рассказывает о своем визите к вдове Вагнера. Дело было в Берлине в начале 1901 г. "Постановка оперы Зигфрида Вагнера "Бездельник" стала…

  • "Волшебная флейта" и "Парсифаль"

    Р. Роллан в эссе "Моцарт. По его письмам", сопоставляя "Дон Жуана" и "Волшебную флейту", писал: "Оба произведения взаимно дополняют друг друга. "Дон…

  • "Зигфрид"

    Нет, даже Дебюсси не превзошел Вагнера в живописи: вступление к той сцене, где Голо приводит Пеллеаса в подземелье замка, кажется "сколком" с…

  • Вагнер - "Парсифаль"

    Дослушал 2 и 3 акты. Сильнейшее потрясение. Конечно, надо было слушать завтра, в Страстную Пятницу, но завтра у меня не будет возможности. Это то…

  • Вагнер - "Мейстерзингеры", увертюра и 3 акт/Г. фон Караян

    Давно таким "массивом" не слушал Вагнера. Надо было бы прослушать всю оперу, но нет возможности. С т. зр. меня, но лет эдак 30-40 назад ("но если бы…

  • Вагнер и Моцарт (something else)

    Из воспоминаний Людвига Карпата о Малере: "Вагнер и Моцарт - вот краеугольные камни оперного репертуара, - говорил мне Малер. - Все остальное должно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Featured Posts from This Journal

  • Вагнер - "Тристан и Изольда" (К. Клайбер, 1982; Дрезденская штатскапелла)

    Певцы: Тристан - Рене Колло, Король Марк - Курт Молль, Изольда - Маргарет Прайс, Курвенал - Дитрих Фишер-Дискау, Мелот - Вернер Гётц, Брангена -…

  • Вагнер и Чайковский

    Листая свой дневник, нашел такую запись (почти десятилетней давности): "Вагнер - "Тристан и Изольда" (В. Фуртвенглер) Влияние Вагнера на Чайковского…

  • Музыка года

    О работе - ни слова! Лучше о музыке (в плане самминг-апа). Абсолютно у меня в уходящем году доминировал Моцарт. Не было даже нередких в последние…

  • Вагнер и Верди

    Бруно Вальтер рассказывает о своем визите к вдове Вагнера. Дело было в Берлине в начале 1901 г. "Постановка оперы Зигфрида Вагнера "Бездельник" стала…

  • "Волшебная флейта" и "Парсифаль"

    Р. Роллан в эссе "Моцарт. По его письмам", сопоставляя "Дон Жуана" и "Волшебную флейту", писал: "Оба произведения взаимно дополняют друг друга. "Дон…

  • "Зигфрид"

    Нет, даже Дебюсси не превзошел Вагнера в живописи: вступление к той сцене, где Голо приводит Пеллеаса в подземелье замка, кажется "сколком" с…

  • Вагнер - "Парсифаль"

    Дослушал 2 и 3 акты. Сильнейшее потрясение. Конечно, надо было слушать завтра, в Страстную Пятницу, но завтра у меня не будет возможности. Это то…

  • Вагнер - "Мейстерзингеры", увертюра и 3 акт/Г. фон Караян

    Давно таким "массивом" не слушал Вагнера. Надо было бы прослушать всю оперу, но нет возможности. С т. зр. меня, но лет эдак 30-40 назад ("но если бы…

  • Вагнер и Моцарт (something else)

    Из воспоминаний Людвига Карпата о Малере: "Вагнер и Моцарт - вот краеугольные камни оперного репертуара, - говорил мне Малер. - Все остальное должно…