Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141 (М. Шостакович, Пражский симф. орк., live)

Слушал с classic-online. Дата записи не указана, но вероятнее всего это уже после того, как Максим уехал из СССР.
Интересное исполнение, с чрезвычайным вниманием к деталям, к четкости оркестровых линий. Пожалуй, я впервые услышал столь отчетливое проведение мелодической линии у виолончелей и контрабасов перед началом пассакалии в финале (ц. 123-124), ясный мелодический контур у валторны в "звездном" эпизоде пассакалии (ц. 130), который ассоциируется у меня с одним моментом в арии Берга "Вино". Я бы назвал прослушанное исполнение предельно линеарным.
Обе кульминации грандиозны.
И еще одна деталь, которая меня даже удивила: очень резкое выделение ударов большого барабана в середине 1-й части (ц. 24 и дальше). Эти удары делают всю "веселую" игру несколько страшноватой. Возникает даже в памяти жуткая каденция виолончели во 2-м концерте под удары большого барабана. Будто кто-то ломится в дверь.
А финал - истинная музыка Прощания, как третий акт "Парсифаля" или финал "Песни о земле". И я не могу отречься от ассоциации с "Мастером и Маргаритой":
"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его".

Но еще и Тагор:

Телесных не чувствую пут.
Чрез Млечный путь переправился
И там растворился паломником
К вечному свету.

Кстати, ни у одного дирижера не получается так выразительно перестук ударных в коде финала, как это достигается под управлением Максима Шостаковича. И в первой записи по горячим следам премьеры в том числе.
***
Почему-то вспомнился такой случай из моей молодости. Мы пришли на камерный концерт в Малый зал (где должны были играть какие-то квартеты Шостаковича; какие именно, уже не помню). И вдруг к билетерше подходит Ирина Антоновна и спрашивает: "А Максим пришел?". Ответа тоже не помню, но возникло ощущение нечаянного присутствия в семье великого мастера, которого к тому времени уже не было в живых.
Tags: Берг, Булгаков, Вагнер, ДДШ_126, ДДШ_15-я, Малер, Тагор, Шостакович, Шостакович_концерты, Шостакович_симфонии, мемории
Subscribe

Posts from This Journal “ДДШ_15-я” Tag

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141 (К. Зандерлинг, Берлин, 1979)

    Сейчас финал в этом исполнении не показался таким уж затянутым, как в первый раз при прослушивании этой записи, прекрасной во многих отношениях. Но…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141

    Вдруг явилось желание переслушать. Вчера с Г. Шолти (Чикагский симф. орк.) сегодня с М. Шостаковичем (Пражский симф. орк.). Только сегодня дошло, что…

  • Про музыку

    Но уже не в самоизоляции, а на каникулах, которые, судя по всему, придется провести дома. Уже так присиделись, что и по Москве-то не больно хочется…

  • Чайковский - 180

    Сегодня 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Я полагаю, что Чайковский - номер первый в русской музыке за всю ее историю. И никто не…

  • Вагнер и Моцарт

    Сейчас самое время вернуться к Вагнеру. В три приема (по акту в день) переслушал «Тристана» в записи Карлоса Клайбера (Дрезденская Штатскапелла;…

  • Шостакович: симфонии первая и последняя

    Вдруг меня совершенно захватила Первая симфония. Запись Г.Я. Юдина прослушал аж дважды. Спасибо моему другу sforzi, предоставившему эту…

  • Шостакович - Симфония №9 Es-dur op. 70 (К. Кондрашин, СОМГФ)

    Хорошо, но только один важный эпизод у меди в конце разработки 1-й части ("пикирующий бомбардировщик", мимолетное воспоминание об ужасах войны)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Posts from This Journal “ДДШ_15-я” Tag

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141 (К. Зандерлинг, Берлин, 1979)

    Сейчас финал в этом исполнении не показался таким уж затянутым, как в первый раз при прослушивании этой записи, прекрасной во многих отношениях. Но…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141

    Вдруг явилось желание переслушать. Вчера с Г. Шолти (Чикагский симф. орк.) сегодня с М. Шостаковичем (Пражский симф. орк.). Только сегодня дошло, что…

  • Про музыку

    Но уже не в самоизоляции, а на каникулах, которые, судя по всему, придется провести дома. Уже так присиделись, что и по Москве-то не больно хочется…

  • Чайковский - 180

    Сегодня 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Я полагаю, что Чайковский - номер первый в русской музыке за всю ее историю. И никто не…

  • Вагнер и Моцарт

    Сейчас самое время вернуться к Вагнеру. В три приема (по акту в день) переслушал «Тристана» в записи Карлоса Клайбера (Дрезденская Штатскапелла;…

  • Шостакович: симфонии первая и последняя

    Вдруг меня совершенно захватила Первая симфония. Запись Г.Я. Юдина прослушал аж дважды. Спасибо моему другу sforzi, предоставившему эту…

  • Шостакович - Симфония №9 Es-dur op. 70 (К. Кондрашин, СОМГФ)

    Хорошо, но только один важный эпизод у меди в конце разработки 1-й части ("пикирующий бомбардировщик", мимолетное воспоминание об ужасах войны)…