Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Выставка "Русский Йорданс" в ГМИИ (картины и рисунки из музеев России)-2

Продолжим экскурсию.

1.Апостолы Павел и Варнава в Листре. Около 1616 г. Эрмитаж
DSCN8437

Евангельский сюжет.

2. Мадонна с младенцем в венке из цветов. Около 1617-18 гг. Эрмитаж
DSCN8439

3. Сатир в гостях у крестьянина. Около 1622 - начало 1630-х. ГМИИ им. А.С. Пушкина
DSCN8445
DSCN8446
DSCN8447

Очень известная картина из собрания нашего музея.

4. Портрет старика. 1637. Эрмитаж
DSCN8450

Как написано в каталоге, идентифицировать модель так и не удалось.

5. Одиссей в пещере Полифема. 1635. ГМИИ им. А.С. Пушкина
DSCN8451а

6. Три этюда детской головки. 1618-20. Эрмитаж
DSCN8451б

Эти работы висят одна над другой:

DSCN8451

7. Аллегорический семейный портрет. Начало 1650-х. Эрмитаж
DSCN8453

Процитирую статью Н. Грицай в каталоге:
"Включение в композицию бога любви Купидона, указывающего стрелой на грудь молодой женщины в центре, а также ряд деталей, имеющих символическое значение, позволяют рассматривать данную группу как аллегорическое изображение сцены помолвки или бракосочетания. Например, гвоздика является древним символом обручения: горшок с цветущими гвоздиками помещен на фоне картины, слева. Фонтан с изображением Амура на дельфине намекает на источник любви; цветочные венки - знак чистоты и целомудрия; вьющаяся виноградная лоза (на фоне справа) - символ супружеской привязанности, а попугай на руке невесты, в центре композиции, - верности в браке. Женщина, стоящая рядом с невестой, судя по чертам лица, возможно, является сестрой главной героини картины".

DSCN8453

Отмечается далее, что аллегорический семейный портрет необычен для Йорданса. "Аналогию ему можно найти скорее в произведениях голландских, а не фламандских портретистов XVII века. В Голландии, в частности, в 1640-1650-е годы получили большое распространение аллегорические семейные портреты, на которых портретируемые предстают перед зрителем в виде персонажей античной мифологии... В творчестве Йорданса другие портреты подобного типа неизвестны".

8. Бегство в Египет. 1640. ГМИИ им. А.С. Пушкина
DSCN8457
DSCN8458
(обратите внимание на фоновый пейзаж)

DSCN8459

9. Оплакивание Христа (при участии мастерской). 1650-е гг. Троицкий собор Александро-Невской лавры, СПб.
DSCN8460

Очень трудно было это фотографировать. Никак не избавиться от бликов.

DSCN8461

Лики херувимов в облаках:

DSCN8460

Картина сначала приписывалась Рубенсу.

10. Оплакивание Христа. Около 1650. Эрмитаж
DSCN8464

11. Павел и Варнава в Листре (при участии мастерской(?)). Около 1645. Пермская государственная художественная галерея.
DSCN8465

В каталоге отмечено, что в этой картине "качество живописного исполнения достаточно неровное, многие фигуры и детали антуража трактованы механистично и присутствие кисти Йорданса заметно только в отдельных фрагментах на уровне завершающих лессировочных мазков. Всё это свидетельствует об участии в ее создания штата ассистентов, активно помогавших главе мастерской в зрелый и поздний период его творческой деятельности".

12. Святое семейство (мастерская). 1650-начало 1660-х. Эрмитаж.
DSCN8474

13. Христос и самаритянка (мастерская). Около 1650. Нижегородский гос. художественный музей.
DSCN8476

На этом я заканчиваю показ живописных произведений. Я сфотографировал их все. Но на выставке представлено множество рисунков. Я снимал очень выборочно, и покажу совсем немного.

14. Несение Креста. 1617-18. Эрмитаж.
DSCN8484

15. Несение Креста. Конец 1650-х. ГМИИ им. А.С. Пушкина
DSCN8485

16. Христос, творящий чудеса. 1666. Эрмитаж
DSCN8494

Эта работа среди рисунков понравилась мне больше всего.

17. Этюд головы молодой женщины. Около 1635-40. Эрмитаж
DSCN8493

18. Распятие. 1658. Эрмитаж
DSCN8486

С отражениями в стекле придется смириться.

19. Бичевание Св. Павла и Св. Силы. Середина 1650-х. Эрмитаж
DSCN8487

20. Обращение Св. Павла. Середина 1660-х. Эрмитаж
DSCN8496

Увлекся и показал больше, чем хотел. Вообще рисунки его превосходны и напоминают похожие наброски Рубенса, большая коллекция которых есть в Эрмитаже.
***
В заключение несколько фрагментов "Пира Клеопатры", показанного в предыдущем сообщении:

DSCN8511
DSCN8510
DSCN8509

А также несколько кадров общего плана:

DSCN8507
DSCN8506
DSCN8512

Потолок:

DSCN8502

PS. Мы не могли отказать себе в удовольствии и не пройтись немного по залам постоянной экспозиции. Но об этом отдельно, может быть, что-то напишу. Сейчас же покажу только одну картину:

DSCN8529
(табличка читается, если увеличить)

DSCN8530

Весьма необычный для сюжета картины задний план, где показана какая-то драка.

DSCN8531

И тут сцены на фоне весьма загадочны.

DSCN8532

Ну, всё. FINE.
Tags: ГМИИ, Йорданс, Москва, Эрмитаж, живопись
Subscribe

Posts from This Journal “ГМИИ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “ГМИИ” Tag