Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Про музыку

Писать тут о музыке - дело дохлое (или полудохлое). Но всё же, если вдруг возникают какие-то сильные впечатления, то хочется что-то промычать.
Я говорил тут недавно о своем шопеновско-скрябинском "запое". И классики (мои любимые, венские) были в полном забросе.
Но вот слушая очередную запись шопеновского ноктюрна f-moll (op. 55,№1), я в завершающем его разделе (где триоли в правой руке) отчетливо услышал моцартовское Рондо a-moll (K. 511), завершение его среднего, мажорного, эпизода. Естественно стал слушать Рондо и о впечатлениях написал на блогспоте.
Меня совершенно обожгла невероятная загадочность этой, казалось бы, нехитрой пьесы Моцарта. И если моя гипотеза о связи с глюковской арией верна*, то можно в очередной раз поразиться тому, что делает Моцарт с чужим материалом, какой разворот приобретает наивная сицилиана Глюка, какие бездны разверзаются.

Процитирую Чичерина:

"...Рондо a-moll (К. 511), насыщенное и пресыщенное до боли, синтез сложности и простоты, где сложность скрыта внутри, с глубокой моцартовской проблематикой.
...
В зрелом периоде Моцарт пишет фантазию за фантазией — воочию видно, как он шаг за шагом создает совершенно новый стиль и сражается, так сказать, с звуковым материалом, и наконец получается c-moll Phantasie; колоссальный переворот совершен, великий новатор создал новый фортепианный стиль, который Бетховен будет развивать дальше. Но типичнее для Моцарта его a-moll Rondo (К. 511), о котором Paumgartner пишет, что в нем «благодаря отчетливо обозримой ясности формы, слушатель едва ли отдает себе отчет в массе примененной здесь непривычной гармонической и контрапунктической техники. Произведение совершенно свободно от явно выраженной проблематики; оно возникло не из целенаправленных размышлений, а всецело соткано (с величайшим мастерством и с таким углублением синтеза, которое едва ли можно себе представить) из первичного творческого импульса, рожденного внезапной идеей" (С. 51-52, 178).

И еще, в связи с романтиками:

"Томление от избытка страсти, и легкие порхающие звуки фонтана, космизм прекрасной ночи, и скорбь в основе — «жалоба вечная», «рыданье протяжное»,— сливающиеся с упоительным оргиазмом — о Моцарт, Моцарт! В последних квартетах и квинтетах, трио, скрипичных сонатах эти именно элементы. У Бетховена нет такой чувственности; романтики — поверхностнее, импрессионисты — мельче. Я, конечно, не подкладываю Моцарту программы, это был бы совершенно ложный путь; я сопоставляю переживания... Глубочайшее... сложнейшее... легчайшее... волшебнейшее... " (с. 99).

(Страницы указаны по 5-му изданию, Л., "Музыка", 1987; курсив мой.)

Играя в молодости Рондо a-moll, я испытывал подобные чувства и читал про себя:

Кончен пир, умолкли хоры
etc.
***
За Рондо последовали и другие клавирные пьесы (в исп. Р. Браутигама): Вариации К. 455, Сюита К. 399, Фантазия и фуга До мажор (К. 394), Жига Соль мажор (К. 574) и Adagio h-moll (K. 540).
Кстати - Жига. Да это же 15-я фуга Шостаковича из op. 87! Шучу, конечно. Но, как ни смешно это сравнение, из него понятно, что упомянутая фуга Шостаковича, одна из лучших в цикле, несмотря на весь свой авангардизм, имеет ясные классические и барочные корни.
___________________________
* Это не гипотеза, а факт. См. в комментах ссылку на Аберта.
Tags: blogspot, Аберт, Бах, Бетховен, Бетховен_"Фиделио", Бетховен_фортепиано, Гете, Глюк, Моцарт, Моцарт_"Дон Жуан", Моцарт_опера, Моцарт_симфонии, Моцарт_фортепианная музыка, Сталин, Тютчев, Чичерин, Шопен, Шостакович, Шостакович_фортепиано, Шуман, в других сетях
Subscribe

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианная музыка” Tag

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Моцарт - Соната для клавира в 4 руки F-dur, K. 497

    Нашел на classic-online запись на аутентичном инструменте: Барт ван Орт, Урсула Дютчлер (Девентер, июль 2001 г.). Это пока единственное (из…

  • Два сочинения Моцарта

    Переслушал тут запись Струнного трио Es-dur (K. 563) в исполнении Г. Кремера, К. Кашкашьян и Йо Йо Ма (запись фирмы RCA, Нью-Йорк, 1-3 марта 1984 г.)…

  • Моцарт - Соната F-dur, K. 533+494

    Вчера и сегодня, как говорится, между работой, прослушал 4 записи этой сонаты: 1) С. Рихтер. Пистойя, 1.02.1989, live; 2) С. Рихтер. Комо, 10.02.…

  • О некоторых музыкальных впечатлениях

    Переслушал (в исполнении Маккейба - J. McCabe) пять гайдновских сонат, тональности которых идут по восходящей хроматической гамме: h-C-cis-D-Es (№№…

  • Uchida & Brautigam (и Брукнер за компанию).

    Как интересно Браутигам сыграл это навязшее в зубах (или ушах) Rondo alla Turca в 11-й сонате! Я вдруг представил телегу, трясущуюся по ухабам,…

  • Сцепления в музыке

    Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему…

  • Моцарт - Соната F-dur KV 332 (300k), №12

    Три исполнения за последние дни: Р. Браутигем, M. Uchida, М.-Ж. Пиреш. Первый грубоват (хотя резкости можно списать на счет аутентизма), вторая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments

Posts from This Journal “Моцарт_фортепианная музыка” Tag

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Моцарт - Соната для клавира в 4 руки F-dur, K. 497

    Нашел на classic-online запись на аутентичном инструменте: Барт ван Орт, Урсула Дютчлер (Девентер, июль 2001 г.). Это пока единственное (из…

  • Два сочинения Моцарта

    Переслушал тут запись Струнного трио Es-dur (K. 563) в исполнении Г. Кремера, К. Кашкашьян и Йо Йо Ма (запись фирмы RCA, Нью-Йорк, 1-3 марта 1984 г.)…

  • Моцарт - Соната F-dur, K. 533+494

    Вчера и сегодня, как говорится, между работой, прослушал 4 записи этой сонаты: 1) С. Рихтер. Пистойя, 1.02.1989, live; 2) С. Рихтер. Комо, 10.02.…

  • О некоторых музыкальных впечатлениях

    Переслушал (в исполнении Маккейба - J. McCabe) пять гайдновских сонат, тональности которых идут по восходящей хроматической гамме: h-C-cis-D-Es (№№…

  • Uchida & Brautigam (и Брукнер за компанию).

    Как интересно Браутигам сыграл это навязшее в зубах (или ушах) Rondo alla Turca в 11-й сонате! Я вдруг представил телегу, трясущуюся по ухабам,…

  • Сцепления в музыке

    Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему…

  • Моцарт - Соната F-dur KV 332 (300k), №12

    Три исполнения за последние дни: Р. Браутигем, M. Uchida, М.-Ж. Пиреш. Первый грубоват (хотя резкости можно списать на счет аутентизма), вторая…