Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Чайковский - "Евгений Онегин": три версии

Видимо, это эхо пушкинско-пастернаковских дней.
За последние две недели мы с женой прослушали полностью три исполнения оперы:
1) Под упр. Дж. Левайна с Дрезденской штатскапеллой и хором лейпцигского радио, где поют М. Френи (Татьяна), Т. Аллен (Онегин), Н. Шикофф (Ленский) и П. Бурчуладзе (Гремин). Запись 1988 г., на русском языке.
Эта запись отмечена совершенно великолепным и тонким звучанием оркестра, да и вокал совсем неплох. Правда, Шикофф несколько "вердизирует" (и даже "пуччинизирует") Чайковского, а Бурчуладзе знаменитую арию генерала поет, как из бочки.
2) Под упр. Б. Хайкина с оркестром и хором Большого театра с участием Г. Вишневской, Е. Белова, С. Лемешева и И. Петрова. Запись 1955 г.
Ну, это канон и эталон. Остается пожалеть о неважной фонограмме.
3) Под упр. Л. фон Матачича с хором и оркестром Венской оперы, живая запись 1961 г. Поют: С. Юринач (Татьяна), Д. Фишер-Дискау (Онегин), А. Дермота (Ленский) и В. Креппель (Гремин). На немецком языке. Можно прослушать с classic-online.
Вот это исполнение было для нас настоящим открытием, несмотря на многочисленные купюры, сделанные в основном аккуратно (но и иногда и грубо). Фонограмма в части оркестра весьма неважная, хуже даже нашей записи 1955 г. Но ансамбли все исполнены с удивительной четкостью, такой, что я никогда и ни в одной записи не слышал. Все исполнители главных ролей превосходны, особенно Юринач и Дермота, а ДФД иной раз несколько пережимает, хотя придает партии значительно больший масштаб, чем певцы, которых я слушал до сих пор. И дирижер дает услышать некоторые детали, которые обычно глотают. Даже при плохой фонограмме можно расслышать.
***
В молодости меня, по великолепному mot Г. Нейгауза, несколько "снобило" от "Евгения Онегина" Чайковского. У меня были две главные претензии: 1) во что превратили П.И. и либреттист Шиловский гениальную строфу "Любви все возрасты покорны..", достойную Данте! Во вполне банальную арию баса с пошловатым текстом (хотя и с частью пушкинских стихов); 2) из высокой и печальной иронии, которой завершается пушкинский роман, композитор сделал вампучный, в духе итало-французских затасканных оперных финалов, мелодраматический конец: "Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!".
Но это предубеждение было, как я потом понял, ознакомившись с клавиром оперы и лучше вникнув в саму музыку, основано на элементарном незнании музыки как таковой. Это произведение высокого симфонизма (что лучше всего слышно как раз у Левайна). Все пронизано единством интонации, тем нетривиальным монотематизмом, который замечаешь далеко не сразу. Кстати, не вредно будет перечитать анализ Б. Асафьева.
Надо заметить, что "контраст между видимостью текста и сущностью музыки" (по определению Чичерина, примененному к операм Моцарта) в операх Чайковского я осознал еще в молодости.
В частности, есть такая запись в дневнике (от 8 ноября 1978 г.):

В операх Чайковского (по крайней мере, в "Евгении Онегине" и "Пиковой даме") музыка издевается над текстом, ставит под сомнение эту добропорядочную мелодраму. Прием, подобный тому, что применил Моцарт в "Cosi fan tutte". Сознательно или наивно действовал Чайковский?
Я думаю, что он не мог не понимать разрушительных, бесчеловечных сторон музыки и хотел обуздать эту силу. Сентиментальный, но теплый и человечный, текст маскирует свободную и ничуть не сентиментальную симфонию. Но симфония все-таки расшатывает мелодраму.


Несмотря на явный "леверкюновский" душок этой записи, я и сейчас думаю также, хотя концовка оперы до сих пор несколько меня разочаровывает. Возможно, Чайковский тут как бы уступил оперным штампам, побоявшись(?) завершить все катастрофой, как в "Пиковой даме" (4 и 6 картины) или в Шестой симфонии. Зато момент убийства Ленского сделан столь трагически сильно, что сразу вспоминаешь аккорд-удар в начале разработки 1-й части Шестой симфонии. И это лучше всего передано в венском спектакле.
Итак, Чайковский использовал (сознательно или наивно, не так уж важно) прием проблематического контраста (по Чичерину) между музыкой и текстом, как и Моцарт, но только Моцарт сложную музыку соединял с буффонадой, а Чайковский с мелодрамой.
Могу привести еще одну свою старую заметку по теме:

Воццек» Берга. Математически рассчитанный абсурд. “Though it’s a madness there is a method in it”. Как «Замок», «Улисс». Вариант метода проблематического контраста: наложение на строгую симфоническую форму («нечеловеческая точность»)
1) буффонады, comedia dell’arte ( Моцарт),
2) мелодрамы, сусальной бульварной литературщины (Чайковский),
3) театра абсурда («Воццек»).

У Вагнера нет контраста – слово вырастает из музыки.
6 июля 1994 г.


Ну и довольно, сыт я. Quod scripsi, scripsi.
Tags: blogspot, notes, Асафьев, Верди, Моцарт, Моцарт_"Cosi fan tutte", Моцарт_опера, Нейгауз, Пастернак, Пушкин, Чайковский, Чайковский_опера, Чичерин
Subscribe

Posts from This Journal “Чайковский_опера” Tag

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • 50

    Странное дело! Вчера вдруг захотелось переслушать малеровскую "Песню о Земле". Поставил запись Б. Хайтинка с орк. Концертгебау и певцами Дж. Бейкер и…

  • "Пиковая дама" и "Пиковая дама"

    "Дон Жуан" потащил за собой "Пиковую даму" Чайковского, а она, в свою очередь, - повесть Пушкина, перечитанную в N-й раз. Это поразительно! Каждый…

  • Моцарт - "Дон Жуан" (О. Клемперер, Лондон, 1966)

    Певцы: Н. Гяуров (Дон Жуан), К. Уотсон (Донна Анна), К. Людвиг (Донна Эльвира), Н. Гедда (Дон Оттавио), М. Френи (Церлина), У. Берри (Мазетто), П.…

  • Русские оперы

    "Разве есть хорошие русские оперы? - спросил как-то Р. Штраус Р. Роллана (с оттенком брезгливого недоумения). Р. Роллан играл Штраусу "Бориса…

  • "Пиковая дама"

    Перечел вдруг "Пиковую даму" Пушкина (а на днях переслушал оперу Чайковского). Вот что показалось мне занятным (раньше не придавал этим деталям…

  • "Пиковая дама"

    Неожиданно для себя прослушал 1-ю картину (в записи А. Мелик-Пашаева, которую считаю лучшей записью этой оперы). В либретто "банальность громоздится…

  • Чайковский - "Евгений Онегин", 5 картина (сцена дуэли)

    Вчера по "Свободе" была передача о преддуэльных днях Пушкина. Музыкальный фон - сцена дуэли из "Онегина", самый момент перед выстрелом, "стрела…

  • Чайковский - "Пиковая дама" (Е. Смоленская, Г. Нэлепп; дир. А. Мелик-Пашаев)

    Давно не слушал полностью. Как же сильно чувствуется Малер - в оркестре, причем поздний Малер, времен "Песни о земле". Так что появление "Воеводы"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments