Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Сцепления в музыке

Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему задал учитель по имени Иоганн Себастьян Бах, но тут, как говорится, слишком много Баха для Моцарта или слишком мало Моцарта для Моцарта (об этом же, правда, в связи с фугой C-dur из К. 394, пишет и А. Эйнштейн в своей книге в главе "Моцарт и контрапункт"). Превзойти Баха на поле инструментальной фуги нельзя в принципе. Хотя, может быть, есть одно исключение - Бетховен в фугах 29 сонаты и 13 квартета. Между прочим, в упомянутой моцартовской фуге К. 426 мелькают бурления, заставляющие подумать о Бетховене. Ученик иной раз проявляет строптивость. И в варианте для струнного квартета (К. 546) с предпосланным могучим Adagio c-moll'ная фуга слушается гораздо органичнее и кажется значительнее. И "из Моцарта нам что-нибудь" - после ХТК прекрасно идет фортепианный квартет g-moll, ибо фуга b-moll Баха (№22 из 1-го тома) прямо-таки первую часть этого квартета вызывает. Фуга как таковая становится органичной у Моцарта в самых последних сочинениях: фантазии f-moll K. 608 и в Реквиеме. Как жаль, что его так рано не стало!
Но надо заметить, что в духовной музыке Моцарта, даже в ранних мессах и литаниях, фуги слушаются совершенно естественно и не производят впечатления упражнения. Достаточно вспомнить такие потрясающие образцы, как фуги Et vitam venturi в Мессе C-dur K. 262, Laudate pueri из Vesperae solennes K. 339 и Cum sancto spiritu из Большой мессы c-moll K. 427.
И еще о баховских призывах к будущему: 24 фуга из 1-го тома и 14 квартет Бетховена (1-я часть), а также прелюдии №№5, 6 и 21 и "Сады под дождем" Дебюсси.
***
На днях я слушал избранные пьесы из 1-го тома ХТК с Леонхардтом, Рихтером, К. Жакотте, В. Ландовской и Г. Гульдом.
Леонхардт, если смотреть правде в глаза, зажевал почти всю полифонию; Жакотте гораздо отчетливее. О Рихтере и Гульде я тут писал и повторятся не хочу. Только отмечу, что Гульд совершенно гениально играет 8-ю и 22-ю пары, а 24-я фуга становится у него какой-то легковесной вопреки авторскому Largo. Думаю, что эту последнюю фугу 1-го тома никто не играет лучше В. Ландовской.
Tags: classic-online, Альфред Эйнштейн, Бах, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Бетховен_фортепиано, Гульд, Дебюсси, Ландовска, Моцарт, Моцарт_сочинения для органа, Моцарт_фортепианная музыка, Моцарт_фортепианный квартет, Моцарт_церковная музыка, Рихтер, пианисты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments