Но надо заметить, что в духовной музыке Моцарта, даже в ранних мессах и литаниях, фуги слушаются совершенно естественно и не производят впечатления упражнения. Достаточно вспомнить такие потрясающие образцы, как фуги Et vitam venturi в Мессе C-dur K. 262, Laudate pueri из Vesperae solennes K. 339 и Cum sancto spiritu из Большой мессы c-moll K. 427.
И еще о баховских призывах к будущему: 24 фуга из 1-го тома и 14 квартет Бетховена (1-я часть), а также прелюдии №№5, 6 и 21 и "Сады под дождем" Дебюсси.
***
На днях я слушал избранные пьесы из 1-го тома ХТК с Леонхардтом, Рихтером, К. Жакотте, В. Ландовской и Г. Гульдом.
Леонхардт, если смотреть правде в глаза, зажевал почти всю полифонию; Жакотте гораздо отчетливее. О Рихтере и Гульде я тут писал и повторятся не хочу. Только отмечу, что Гульд совершенно гениально играет 8-ю и 22-ю пары, а 24-я фуга становится у него какой-то легковесной вопреки авторскому Largo. Думаю, что эту последнюю фугу 1-го тома никто не играет лучше В. Ландовской.