Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Шопен - Полонез-фантазия, As-dur, op. 61 (Э. Вирсаладзе)

Это лучшее исполнение из всех мне известных. Все выверено: темпы, артикуляция, виртуозная отделка деталей при охвате целого (сквозном "дыхании") и монументальности (и мягкости!) звука. Но главное: понимание сочинения как глубоко трагического. Когда вдруг после вступления прорезывается ритм полонеза, это звучит как приговор судьбы (что-то вроде начала 4-й симфонии Чайковского, но не столь прямолинейно). В среднем разделе сперва чуть заметное наползание зловещих теней (после gis-moll'ной темы) в тт. 210-213, после чего возвращается музыка вступления, а потом снова звучит gis-moll'ная тема, но уже в f-moll - вот где "жаль"!

И там - за бурей музыкальной -
Вдруг возникал (как и тогда)
Какой-то образ - грустный, дальный
Непостижимый никогда...


Но черные тени снова вылезают из щелей, закрывая все...
(Между прочим, эти тени - тт. 210-213 и далее тт. 222-225 - аллюзия к сонате b-moll, к скерцо, и тоже перед возвращением в репризу.)
Реприза - смертельная битва, на грани возможного, а самый конец - и Вирсаладзе отчетливо дает это почувствовать - перебои останавливающегося сердца, холод и мрак. Предпоследний аккорд - смерть, и вдруг ослепительная вспышка: молния, факел...

Г. Нейгауз писал, что не знает ничего, так поднимающего дух, как финал полонеза-фантазии. Возможно, но ведь это смерть, смерть на пике сражения. "Смерть его была мгновенна и прекрасна".

Одночастная композиция, выросшая из танца, для одного только фортепиано, а стоит многих (многих!) симфоний.
Tags: Блок, Нейгауз, Шопен, пианисты
Subscribe

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 5)

    Надо заканчивать венецианскую ретроспективу. Оставшиеся 4 дня хочу уложить в один пост. О них много и подробно написано раньше. Так что финальчик…

  • Неожиданная ассоциация

    Слушаю h-moll'ную сонату Шопена (в исп. Л.-У. Андснеса) и в начале Largo вдруг всплыли в памяти стихи: И упало каменное слово На мою еще живую…

  • Моцарт - Клавирный концерт №20 d-moll, K. 466

    С classic-online прослушал две записи: Б.Вальтер (дирижер и солист) с орк. NBC (живая запись 11 марта 1939 г.) и Г. Шолти (дирижер и солист) с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments