Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Бетховен и Моцарт

В День Рождения (248-й) Бетховена можно и Моцарта слушать.
С утра был 25-й концерт (C-dur, K. 503) в исполнении Г. Анды. Я стал его слушать, так как вчера был совершенно захвачен исполнением М. Перайи 24 и 25-го концертов. Я давно Перайю не ставил с моцартовскими концертами, и был вчера очень доволен (и даже более того) его интерпретацией. Особенно финал 25-го блестяще исполнен.
Г. Анда в кульминации 2-й части не делает никаких импровизированных вставок, что мне больше по душе, хотя у Пейрайи эти вставки весьма удачны и не противоречат авторскому тексту.
Но сам концерт! Что тут скажешь. Динамика, в сущности, бетховенская.
("...грандиозный, благородный концерт C-dur K. 503, первая часть которого по драматической мощи сопоставима с первой частью бетховенского Пятого концерта...,- пишут Ева и Пауль Бадура-Скода в книге "Интерпретация Моцарта" - см. перевод Л.О. Акопяна 2-го издания в изд. "Музыка", 2011, стр. 385.)
Бетховен сегодня, разумеется, не был забыт, и я почтил его фортепианным трио G-dur, op. 1, №2 в великолепном исполнении Beaux Arts Trio.
Превосходное сочинение, может быть, самое значительное среди всех трио первого опуса. В медленной части думаешь иногда, что Мендельсон опоздал родиться, а в финале возникает "неподобающая" ассоциация с увертюрой к "Вильгельму Теллю" Россини или с вихревыми финалами мендельсоновских циклов. Раннее сочинение, но с первых же тактов медленного вступления к первой части почему-то понимаешь, что это именно Бетховен, а не Гайдн, не Моцарт. Правда, с моей стороны опыт не чистый, так как я-то знаю, кто автор. Но скорее неопытный слушатель примет Моцарта за Бетховена (что я наблюдал не так уж редко), а не наоборот.
В книге В.Дж. Конен "Театр и симфония" (2-е изд., М., "Музыка", 1975, стр. 30) написано:
"Музыкальный язык Бетховена безоговорочно и непосредственно воспринимается слушателем как дерзкий вызов "галантно-чувствительному" стилю с его украшениями, реверансами, "вздохами", с его идеально отшлифованной симметрией и периодичностью структуры, утонченно детализированной мелодикой. В бетховенской фанфарно-героической мелодике слышится "марсельезное" начало, а структура, тяготеющая к кульминации в конце, вызывает ощущение возбужденного движения".
Но разве упомянутый выше моцартовский концерт До мажор не есть тоже вызов "галантно-чувствительному" стилю, несмотря на несомненные вкрапления этой самой "галантности"? Кстати, там же буквально слышен начальный мотив "Марсельезы". Кажется, я уже тут, в ЖЖ, задавал вопрос, знал ли "гений одной ночи" (Руже де Лиль) этот концерт Моцарта? Но никакого ответа не получил. Так что "Марсельеза", а не "Мой миленький дружок" (при этом я ничего не имею против блистательной интермедии "в стиле рококо" в "Пиковой даме"). Интересно, что А. Альшванг в книге о Чайковском небрежно пишет о цитате из "фортепианного концерта Моцарта", не удосужившись назвать ни номер, ни тональность, так что неискушенный читатель может даже подумать, что у Моцарта один "фортепианный концерт". Ладно, всё это было и быльём поросло.
Поздравим лучше друг друга с Днем Бетховена. Думаю, что на Парнасе оба гения узнали друг друга и искренне подружились.
Как и другие великие:

К Рембрандту входит в гости Рафаэль.
Он с Моцартом в Москве души не чает...



Tags: blogspot, Бадура-Скода, Бетховен_фортепианные концерты, Бетховен_фортепианные трио, Ватикан, Мандельштам, Мендельсон, Моцарт, Моцарт_фортепианный концерт, Рафаэль, Россини, Руже де Лиль, Чайковский, даты, живопись
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments