Гебуртхаус

Моцарт - Симфонии №№40 и 41 (Б. Вальтер)

Я давно не переслушивал эти записи (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром), и сейчас отчетливо понял, что они совершенно изумительны и непревзойденны, несмотря на игнорирование повторений в сонатной форме.
В частности, никто с такой отчетливостью не исполняет пятиголосное фугато в экспозиции финала 41-й, особенно проведение темы в басах, которое даже замечательные дирижеры зажевывают. И заключительный вертикально-подвижной контрапункт (пятитемный и пятиголосный) звучит так кристально, что обнаруживаемый анализом "магический квадрат" звучит и заставляет вспомнить коду финала 8-й симфонии Брукнера.

Posts from This Journal by “Б. Вальтер” Tag

  • ЖЖ, музыка, работа и барселонский парк

    Я жив, но писать тут мне не о чем. Музыка? Ну вот на днях после моцартовского G-dur'ного концерта поставил Второй струнный квартет Регера (A-dur, op.…

  • Вагнер и Верди

    Бруно Вальтер рассказывает о своем визите к вдове Вагнера. Дело было в Берлине в начале 1901 г. "Постановка оперы Зигфрида Вагнера "Бездельник" стала…

  • "Волшебная флейта" и "Парсифаль"

    Р. Роллан в эссе "Моцарт. По его письмам", сопоставляя "Дон Жуана" и "Волшебную флейту", писал: "Оба произведения взаимно дополняют друг друга. "Дон…

Вальтер хорош. Но не только он.
Арнонкур фугато не зажевывает.
Конечно, не только он, и интерпретация Арнонкура меня восхищает. Но, по памяти, проведение темы в басах (в упомянутом фугато) у него не столь выразительно. "Зажевывают" - это я, скорее всего, немного погорячился. Последнее проведение темы звучит глуховато у некоторых дирижеров, которые в целом прекрасно играют эту симфонию. Тот же Баршай.
Я очень давно не слушал этих записей, надо послушать, конечно.
Послушайте. Я думаю, что не пожалеете.
Да, их не хватает. Но всё равно Вальтер один из величайших интерпретаторов.
Безусловно.
Еще у него совершенно потрясающее впечатление производит "Масонская траурная музыка" (К. 477).

Edited at 2018-12-05 10:31 am (UTC)
Удивительно, какой сдержанный и "правильный" темп у Вальтера в 40-й, сейчас норовят прогнать побыстрее. Прочитала статью про "Эффект М.", кот. Вы запостили в Фб. Очень много интересного, - всегда относилась скорее к скептикам, но много из "за"- докозательств. И про билингвов тоже увлекательно, не менее. Но мне всегда казалось, что Моцарт - это "взрослая музыка", более взрослая, чем тот же Бетховен.
В 40-й еще Арнонкур великолепен, но поначалу может шокировать.
Насчет "взрослости" и "детскости" даже не знаю, что сказать. Конечно, зрелые вещи Моцарта - не для детей явно, но и последние квартеты и сонаты Бетховена не менее "взрослые", а то и более. Но тут такие тонкие и зыбкие различия...
Да, поздний - конечно, тут без вопросов. Но вспоминая себя, лет в 13-14, "выторговала" у учительницы по ф-но именно сонату Бетховена, вместо Моцарта!
Бетховен эмоционально более ясен. Наверное, поэтому.
Конечно! Проще для восприятия, "ближе" опять же, "буря-натиск", весь набор клише, что еще подростку надо)
Ну да. Шнабель, кажется, говорил, что "детям дают играть Моцарта, потом что у него мало нот. А взрослые боятся его играть из-за слишком большой значимости каждой ноты".
Точно! Но сейчас на эти предрассудки уже никто не смотрит) Моцарт стоит в обязательной программе всех конкурсов, хочешь-не хочешь, боишься- не боишься, - никто не спрашивает:)
"На свете всё переменил прогресс". :)
Но может, это и к лучшему...