Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Кафедральный собор Порту - 3: интерьеры

Капелла Св. Викентия
Вход в эту капеллу из нижнего клуатра.
Капелла строилась в 1582 по 1591 гг. архитектором Фриаром Маркушем из Лиссабона и была задумана как расширение крипты.
Главный алтарь:

DSCN8737


Он был сооружен по приказу епископа Жуана Рафаэля де Мендоса (1771-1793). Слева от главного алтаря находится статуя Богоматери-Покровительницы (Nossa Senhora do Patrocinio), а справа - статуя Св. Франсиса Борджа (St. Francis Borja).
Напротив главного алтаря орган 18 века, над которым в люнете большая картина "Страшный суд" (художник неизвестен):

DSCN8738

Ближе я это не снимал, так как на месте не оценил картину должным образом.
Гораздо больше заинтересовали меня деревянные панели скамей, выполненные в 17 веке и представляющие эпизоды Ветхого и Нового заветов.

Ветхий Завет
1. Изгнание из Рая
DSCN8744

2. Ветхозаветная Троица
DSCN8745

3. Жертвоприношение Авраама
DSCN8746

4. Измаильтяне вытащили Иосифа Прекрасного из колодца
DSCN8747

Странно, что Иосиф тут представлен, как маленький мальчик, хотя он был брошен братьями в колодец уже юношей. Впрочем, это у меня сказывается томас-манновский гипноз.

5. Моисей перед горящим кустом
DSCN8748

Новый Завет
1. Благая весть пастухам
DSCN8743а

2. Волхвы перед царем Иродом
DSCN8742

3. Юный Иисус перед докторами (учеными и священниками)
DSCN8741

4. Тайная Вечеря
DSCN8740

5. Сошествие Св. Духа
DSCN8739

Еще несколько фотографий убранства капеллы:

DSCN8749
DSCN8750


Главное помещение собора

DSCN8872а

Перспектива центрального нефа:
DSCN8867

Исходно романский, этот интерьер обновлялся с 1832 по 1936 г.
Крестильная капелла с рельефом Тешейра Лопеша Старшего, построенная в 1684-96 гг.:

DSCN8868

Еще одна раковина-чаша для омовения рук:

DSCN8869
DSCN8871

Романские арки:

DSCN8870

Главная капелла - превосходный образец португальского барокко:

DSCN8873

Но в брошюре-гиде по собору, которым я пользуюсь, сказано, что эта капелла, построенная по приказу епископа Гонсало де Мораиша с 1606 по 1610 гг., представляет стиль маньеризма. Но всё же барочные черты совершенно явно просматриваются.
Центральная картина изображает Вознесение Мадонны (художник не указан). Именно этот образ является титульным для всего собора.
Стены из цветного мрамора и окна, в которые бьют мощные снопы света, спроектированы Николау (Никколо) Насони.

DSCN8874
DSCN8875
DSCN8879
DSCN8880
DSCN8881
SAM_1535

Над капеллой работали также следующие мастера: Луиш Перейра да Кошта (1685-1737), художник и архитектор из Лиссабона, Мигель Франсишку де Сильва (ум. в 1750). Оба этих мастера работали нвд ретабло с 1721 по 1729 г. Позолота была сделана в 1731 г. Валентинианом Джузеппе Салютини, который в 1730 г. также позолотил статуи ретабло: Св. Иоанна Непомуцкого, Св. Василия (St. Basil), Св. Бенедикта и Св. Бернарда, изваянные скульптором Клодом Лапрадом (Claude Laprade) годом раньше.
Скамьи хоров были выполнены в 1726 г. Мигелем Маркешем по проекту Луиша Перейры да Кошта. Да Кошта спроектировал также обрамление обоих органов в 1727 г. Трубы левого органа выполнены в 17 веке, а правого - в 19-м.
Под главной капеллой расположена крипта с усыпальницей епископов (но туда не пускают).
Посмотрим теперь на некоторые капеллы.
Северная часть трансепта:

DSCN8876
DSCN8878

Ближе подойти было нельзя из-за реставрационных работ. Центральная картина изображает поклонение пастухов, слева Св. Иоанн Креститель, справа Св. Иоанн Евангелист. Внизу - скульптура распятого Св. Пантелеона, а в самом верху над алтарем - изображение Св. Троицы в окружении ангелов.
В этой же части трансепта, сразу слева от главной капеллы, находится скульптура Мадонны (Богоматери Вандомской), датируемая 14 веком:

DSCN8872

В собор этот шедевр готической скульптуры (крупным планом см. выше) был перенесен в 19 веке, когда Вандомская арка городской стены, в которой находилась скульптура, была снесена (в 1855 г.). Именно в этом месте собора скульптура находится с 1984 г. Этот образ - один из главных образов святых - покровителей города Порту.
В северной части трансепта находится и уникальная "серебряная" капелла Святых Даров, но посмотреть ее было невозможно из-за реставрационных работ в этой части собора. Может быть, можно что-то увидеть на сайте собора. Я не пробовал. Ссылки на этот сайт можно найти и в португальской википедии.

Но смотрим дальше.
Алтарь Св. Анны в южном конце трансепта:

DSCN8882

На картинах по сторонам от скульптурной группы Св. Анны и юной Марии изображены Св. Иоаким и Св. Иосиф. Под Св. Анной - Св. Антоний(?).

DSCN8883

Капелла Св. Петра в южной части трансепта:

DSCN8884

Капелла Мадонны Колючего Куста (Nossa Senhora da Silva, Our Lady of Brambles):

DSCN8885

Эта капелла, построенная в 15 или 16 вв. и находящаяся рядом с капеллой Св.Петра, посвящена мистическому видению Мадонны, явившейся среди колючих кустов (ежевики?) донне Мафальде, супруге первого португальского короля дона Афонсу Энрикеша.
Пожалуй, можно здесь прерваться.
Нам остались зал капитула и сакристия. Надеюсь в следующий раз (если он будет) закончить.


DSCN8887
Tags: Библия, Порту, Порту_собор, Португалия, Т. Манн, английские баллады, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Порту_собор” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Порту_собор” Tag