Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Японская ширма в португальском музее (Museu Nacional de Soares dos Reis - 1)

Художественный музей в Порту, музей им. Антониу Соареша душ Реиш (António Soares dos Reis; 1847-1889), португальского скульптора, преподававшего в Порту в Академии художеств, весьма интересен, хотя с лиссабонским сравнить его нельзя.

Carrancas_Porto
(фото из Википедии)

Мы там открыли для себя нескольких португальских художников 19 века, о которых, конечно, мы ничего не знали. В самом здании весьма красивые интерьеры:

DSCN9054
DSCN9058
DSCN9059
DSCN9060
DSCN9061
DSCN9063
DSCN9071

Но сегодня я покажу, пожалуй, самый необычный и даже, возможно, самый интересный экспонат музея: японскую ширму 16-17 века, где изображено пребывание в Японии европейской (скорее всего португальской) делегации, среди которой были миссионеры.
"Христианство проникло в Японию во второй половине XVI века, но в 1587 году уже было запрещено, и христиане стали жестоко преследоваться. Поскольку проводниками христианства были преимущественно португальские (реже испанские) миссионеры, в язык японских христиан вошли европейские имена, названия и ряд слов христианского культа из португальского языка, измененные согласно законам японского произношения, например: padre - патэрэн, cruz - курусу - крест, deus - дэусу - бог и т.п."
(Акутагава Рюноске. Новеллы. - М.: Художественная литература, 1974. - Примечания Н. Фельдман, С. 657).
У Акутагавы есть несколько рассказов, посвященных распространению христианства в Японии и Китае: "Табак и дьявол" (вышеприведенный комментарий относится именно к этому рассказу), "Смерть христианина", "Нанкинский Христос".
Посмотрим теперь на ширму. Заранее приношу извинения за невысокое качество фотографий. Ширма помещена в стеклянную витрину, отражений от стекла избежать было никак нельзя, да и освещение было не очень ярким. Кроме этого, мне трудно тут что-то комментировать. Изображения говорят сами за себя.
Общий вид:

DSCN9075

Всё это выглядит необычно с точки зрения европейской живописи, хотя и может ассоциироваться, например, с русской иконописью. Художник, если мне не изменяет память, не указан. К сожалению, фотография информационной надписи на стекле расплылась, и я не могу ей воспользоваться.
Теперь по частям:

DSCN9078
DSCN9079
DSCN9080
DSCN9081
DSCN9082
DSCN9083

Попробуем приблизить некоторые изображения:

DSCN9093
(Миссионеры на приеме у местного "богдыхана"?)

DSCN9094
DSCN9095
(Европейские гости окружены почетом?)

DSCN9096
DSCN9097
(Европейцы созерцают особенности японского быта)

DSCN9098
(Монахи среди местного населения)

DSCN9099
DSCN9100
DSCN9101
(Почетное сопровождение высокого европейского гостя)

DSCN9102

Несмотря на мешающие отражения зала, можно понять, сколь искусно изображен корабль.
Обратная сторона ширмы:

DSCN9109

***
Посмотрим заодно на изделия китайского фарфора в том же зале (17-18 вв.):

DSCN9090
DSCN9091
DSCN9087
DSCN9089

И уже португальские мастера следовали этим восточным образцам:

DSCN9115
DSCN9117

Это фаянс из Коимбры (18-19 вв.).
Знакомство с музеем мы продолжим.
Tags: Акутагава, Порту, Порту_музеи, Португалия, живопись, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Порту” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments