Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Шопен

Надо же отметить 200 лет...
Вот мой сегодняшний шопеновский рецитал:
1) Полонезы es (op. 26, n 2), fis (op.44), As(op. 53).
2) Полонез-фантазия As, op. 61
(М. Поллини)

3) Соната №3 h-moll, op. 58 (Е. Индич)

Поллини играет жестко, но его палитра богата: от нежности и мягкости (в среднем разделе fis-moll'ного полонеза) до резкого форте. Действительно, "пушки, укрытые цветами". Какая там "салонно-дамская упоительность", как умудрился написать Чичерин! Шопен - это Пруст музыки: из салона развертывается грандиозная энциклопедия жизни.
Все богатство своей палитры Поллини демонстрирует в полонезе-фантазии, вещи, по которой сразу понятен уровень шопеновского исполнителя. Да и его исполнение Прелюдий op. 28 я очень люблю.
Индич тоже хорош.

Как трудно выразить словами ауру поздних сочинений Шопена, в медленных темпах: середина полонеза-фантазии, Largo 3-й сонаты, ми мажорный ноктюрн op. 62. Не только, конечно. Я воображаю горы в сумерках. Может быть, можно прочитать:

Über allen Gipfeln
Ist Ruh


Но и это не попадает в точку. Какая-то особая атмосфера, которой нет в более ранних опусах. Что-то происходит с мелодией*: не переставая быть прекрасной, она становится суровой, холодноватой, сумеречной. И это совсем не то, что страстные и скорбные мелодии виолончельного регистра, порученные левой руке (в h-moll'ной прелюдии или в cis-moll'ном этюде из соч. 25). Возникает отстраненность, своего рода объективность. Не музыка души, а музыка природы.

Вот, мой друг как-то написал мне:
По радио Станислав Нейгауз играл “Баркаролу” Шопена. Я не могу сдержать слез, когда слышу это место, перед возвращением в репризу, где после неуверенных, уводящих в сумрак синкопированных аккордов вдруг вспыхивает ослепительная соловьиная до-диез мажорная рулада: словно звездной ночью с моря подул свежий ветер... Нет, не могут слова выразить чудо Музыки.
Это верно.
PS. Занятно: в первой части си минорной сонаты, в побочной партии (с т. 61), мелькает мотив "Травиаты"("Amor, amor e palpito"). Я уже давно обратил на это внимание. Вряд ли Верди взял это у Шопена, но, видимо, общий источник (Беллини). Или случайность, хотя это мне кажется менее вероятным.
___________________________________________________
*Элементы пентатоники? В сонате (ми мажорный раздел) и в полонезе-фантазии (си мажорный раздел).
Tags: Верди, Гете, Шопен, записки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments