Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Лютославский - Вторая симфония (Орк. Польского Национального радио, дир. автор)

Прослушав симфонию впервые, я написал в дневнике (22 дек. 1985 г.):

"2 симфония Лютославского (по радио). На первый взгляд это слабее "Livre", где идея воплощена целеустремленнее и в более совершенной форме. В целом, пессимизм, что характерно для "творческой интеллигенции" нашего времени "нищеты философии". Сколько же можно хоронить все надежды, оставляя в конце слабую веру в абстрактную человечность? Испытывать ужас перед кем-то страшным и говорить шепотом?".

В 35 лет я был "оптимистом" (ха-ха...).

Почти 17 лет спустя, купив, наконец, запись симфонии, я отметил (19 мая 2002 г.):

"Что пригвождает меня к этой "какофонии"? Пригвождает и волнует до перехвата дыхания - как вчера es-moll'ный Полонез Шопена. Поразительно! Сам не понимаю. Может быть, это вытолкнутая для внешнего слухового восприятия нечеловеческая точность композиции и человеческая страсть, боль, неистовство? Миллионы жертв эпохи вопиют голосами этих инструментов.

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ...


Или, еще точнее:

Помертвелые стиснув губы,
Обезумевшие Гекубы
И Кассандры из Чухломы,
Загремим мы безмолвным хором,
Мы, увенчанные позором,
По ту сторону Ада мы".


*******

И кода симфонии - действительно "по ту сторону Ада", в отличие от "Книги", где две флейты тихо играют ad libitum посреди галактического пепелища, позволяя надеяться на спасение (можно даже вспомнить "Космологию духа" Ильенкова*). Во 2-й же симфонии - спуск в "холодные подземные жилища", как в конце 6-й симфонии Чайковского.

У меня выстраивается такая цепочка симфонических сочинений Лютославского 60-70 гг., в определенном смысле, "однотипных", в которых варьируется одна и та же идея:
"Венецианские игры"(1962) - Вторая симфония(1966) - "Livre pour orchestre"(1968) - Виолончельный концерт (1971) - Mi-parti (1977).
Вершина этой цепи - Виолончельный концерт, абсолютно. Потом "Книга". Но все эти вещи я очень люблю. К ним надо прибавить еще Струнный квартет, но это уже камерный жанр.
Три высоко трагические композиции между двумя игровыми. Конечно, игры в Mi-parti куда серьезнее, чем в венецианском опусе. И даже - страшнее.
________________________________________________________________________
*А можно и не столь утешительное
(Но, может быть, и это даже
Правдоподобнее сто раз...
) -
конец второй главы 3-й части "Бесов" Достоевского:
"Но особенно припоминаю одного худощавого высокого парня, из мещан, испитого, курчавого, точно сажей вымазанного, слесаря, как узнал я после. Он был не пьян, но, в противоположность мрачно стоявшей толпе, был как бы вне себя. Он всё обращался к народу, хотя и не помню слов его. Всё, что он говорил связного, было не длиннее, как: "Братцы, что ж это? Да неужто так и будет?" - и при этом размахивал руками"(ПСС, X, 397).
Tags: 20 век, Ахматова, Достоевский, Лютославский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments