Попробую начать показ мозаик и фресок музея Карие, бывшей церкви монастыря Хора.

Красивая картинка взята из сети, так как в настоящее время идет сложная глобальная реставрация, и всё здание закрыто строительными лесами. Но всё-таки доступны оба нартекса (наружный, экзонартекс, и внутренний) с мозаиками и пареклесия с фресками.
В основном помещении церкви (недоступном по причине реставрации) наиболее впечатляет мозаика "Успения":


Еще несколько кадров наоса, что и есть основное помещение церкви (все фотографии из сети, как и выше):



Немного истории (цитирую текст из альбома, купленного в музее; автор - Али Кылычкая, археолог):
"Музей Карие находится в квартале Эдирнекапы, неподалеку от ворот Эдирнекапы и руин Влахернского дворца. Значение слова "карие" переводится со старогреческого языка как "за поселением". Точная дата строительства некогда бывшей церкви, к сожалению, неизвестна. Однако из дошедших до нас источников известно, что за крепостными стенами, в месте, где расположен музей Карие, при императоре Константине I (324-337) был монастырь. Рядом с этим монастырем император Юстиниан I (527-565) построил церковь [Христа Спасителя в Полях - "тэ хора"]. Во время иконоборства (711-843) церковь подверглась частичному разрушению. Затем а различное время были проведены соответствующие реставрационные работы... Особое значение церковь Карие приобрела из-за того, что была близка к императорскому дворцу [имеется в виду Влахернский дворец, куда император Алексей Комнин (1081-1118) перевел императорский двор] и здесь проводились важные церковные службы... Во время 4-го Крестового похода (1203-1261) город был захвачен и разграблен крестоносцами, в результате чего пострадала и церковь Карие. Кроме того, во времена крестоносцев церкви не уделялось никакого внимания, и она обветшала. Самыми лучшими временами для церкви Карие был период правление императора Андроникоса II (1282-1328). Во время правления Андроникоса II выдающийся человек своего времени, писатель и поэт Теодорос Метохитес [или Феодор Метохит] провел работы по реконструкции церкви и монастыря; были сделаны существенные пристройки на северной, западной и восточной частях сооружения. В процессе реставрации основное здание, построенное во времена Комнинов, осталось в прежнем виде. Именно в это время были сделаны все мозаики, украшающие наружный и внутренний нартексы, а также фрески, украшающие другие части церкви. После захвата в 1453 году Константинополя османами Карие еще некоторое время продолжала существовать в качестве [христианской] церкви. В 1511 году визирь султана Баязета II (1481-1512) Хадым Али-паша превратил ее в мечеть... Все изображения, которые противоречили исламскому пониманию, были заделаны и закрыты краской... В 1945 году Карие была превращена в музей. В 1948-58 гг. американский Институт изучения наследия Византии под руководством П. Андервуда провел в Карие специальные работы и вывел на свет все мозаики и фрески".
Это сообщение является своего рода введением к серии публикаций о музее Карие.
Раз уж зашла речь о Влахернском дворце, покажу его фотографии, сделанные по пути от музея к Золотому Рогу. Там тоже идут реставрационные работы.

Замечу, что это Малый Влахернский дворец, называемый также Новым дворцом, а также Дворцом Константина Порфирородного. Его построил Алексей Комнин в конце 11 века. К нему примыкают развалины стены Феодосия II, а также остатки прежнего дворцового комплекса, куда входил и Большой Влахернский дворец.



Но вернемся в музей (церковь) Карие.
Первое, что поражает вас при входе - большая мозаика Христа Пантократора:



Частично сохранившиеся мозаики над ним показывают чудеса: чудо сотворения вина из воды (брак в Кане Галилейской) и чудо насыщения четырех тысяч семью хлебами (пустые и полные корзины с хлебом: "И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных".- Мф., 15, 37).


Если под мозаикой Христа Пантократора войти в проем двери, то во внутреннем нартексе увидим мозаику, изображающую Христа и Феодора Метохита:

Еще раз процитирую упомянутый выше альбом:
"Метохит облачен в богатые шелковые одежды и огромный головной убор придворного сановника и подносит модель церкви Христу. Одно время Метохит был в числе главных советников императора, но после создания мозаик церкви впал в немилость и окончил свои дни простым монахом том же монастыре, храм которого столь блестяще украсил".
Фото из википедии:

В заключение этого вводного сообщения покажу фреску в конхе абсиды парелексии:

Это Воскресение из мертвых.
"На знаменитой фреске «Воскресение» из константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. В середине композиции — Христос в белой одежде; Христос держит правой рукой руку Адама, а левой — руку Евы. Адам изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева — с усилием поднимающейся из глубин ада. По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. По левую руку — ветхозаветные грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в нерешительности. Относится ли к ним проповедь Христа? Последует ли ей Каин, спасется ли он? А другие грешники? Иконография отражает неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды — не суды Божии".
(Взято отсюда: Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?
МИТРОПОЛИТ ИЛЛАРИОН (АЛФЕЕВ) | 17 АПРЕЛЯ 2009 Г.)
Над фреской "Воскресения" в круге архангел Михаил:


В следующий раз перейдем к более систематическому просмотру мозаик и фресок.