Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

"Юпитер"

Каким счастьем было отметить возвращение к музыке этой изумительной моцартовской симфонией!
(Запись Р. Баршая)
Шостакович цитирует Танеева:
"Танеев однажды хорошо сказал про Моцарта: "Двойные и тройные контрапункты, обращенные контрапункты и т.д. - всё это в изобилии встречается в струнных квартетах и квинтетах Моцарта. Между тем Моцарт один из самых понятных и общедоступных композиторов, и его контрапунктическая ученость часто только помогает ему быть ясным".
Именно так [продолжает ДДШ]: настоящая ученость помогает простоте. Каких только контрапунктических ухищрений, каких сложнейших полифонических комбинаций не встретишь в музыке Моцарта! Вспомните, например, знаменитый финал симфонии "Юпитер". Сплетения голосов приобретают здесь столь запутанный, сложный характер, что это даже проанализировать трудно. А на слух всё это звучит удивительно просто, естественно, непринужденно, в сотни раз естественнее, чем неизмеримо более простая по фактуре музыка того же Клементи, звучит так, что слушателю даже и в голову не приходит, какого напряжения мысли потребовалось, чтобы написать эту легкую, изящную, искрометно-жизнерадостную музыку".
(Д.Д. Шостакович. Мастерство и ремесло//Дмитрий Шостакович. - М.: СК, 1967. Сборник, выпущенный к 60-летию Шостаковича.)
И о сложности Моцарта говорит человек, который наизусть играл Большую Фугу Бетховена (!).
Но многочтимый Сергей Иванович ошибается. Т.е. "понятна" внешняя оболочка музыки Моцарта, а так прав Чичерин: Моцарт самый малодоступный, самый эзотерический из всех композиторов. Но "глупая" романтическая эпоха (придавленная, по выражению Аберта, титанизмом Бетховена, тоже наполовину ею понятого) ничего, кроме внешней оболочки тут и не видела. А еще глупее ругать романтизм за это невидение. Всё совершенно закономерно. Но были исключения: Шопен, Брамс, Чайковский.
Tags: Аберт, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Моцарт, Моцарт_симфонии, Танеев, Чичерин, Шостакович
Subscribe

  • "Чайка"

    В одно прекрасное утро я стал вспоминать, сколько лет прошло между третьим и четвертым действием этой странной и страшной пьесы, издевательски…

  • Моцарт - "Дон Жуан" (О. Клемперер, Лондон, 1966)

    Певцы: Н. Гяуров (Дон Жуан), К. Уотсон (Донна Анна), К. Людвиг (Донна Эльвира), Н. Гедда (Дон Оттавио), М. Френи (Церлина), У. Берри (Мазетто), П.…

  • Опять про Дюма

    Читаю "Виконта де Бражелона" и удивляюсь, как нелепо придумана автором вся эта история с подменой короля. Еще более нелепо, чем история с упаковкой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments