Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Прага: музей монастыря Св. Агнессы

DSCN6209 - 61
(Мадонна милосердия. Неизвестный богемский мастер, ок. 1450 г. Фрагмент.)

О монастыре Св. Агнессы Богемской я писал и даже показал там некоторые экспонаты музея.
Этот музей является одним из отделов пражской Национальной галереи, которую следует признать одной из лучших картинных галерей Европы. И об этом шла речь, в частности, о полотне Дюрера "Праздник четок" в Штернбергском (Архиепископском) дворце и, в нескольких выпусках, о коллекции живописи конца 19-го - первой половины 20 века в Велетржнем дворце, особенно подробно было про Пикассо (см. по меткам "Прага" и "Пикассо").
В монастыре же Св. Агнессы собрана замечательная коллекция живописи и скульптуры чешской готики (14 - 1-я половина 16 вв.), но не только: есть работы австрийских и немецких мастеров, главным образом безымянных, или имеющих условное имя типа "Мастер такого алтаря", но есть и знаменитый Мастер Теордорикус (или Теордорик(х)), автор поистине замечательных картин, как, скажем, вот эта:

DSCN6100 - 16

Это Карл Великий.
И вот еще что интересно.
Посмотрим на картину "Воскресение" из пражского музея:

DSCN6144 - 41

Она приписывается художнику, условно именуемому Мастером Тржебонского алтаря (1380-85 гг.).
А теперь взглянем на картину на тот же сюжет из барселонского художественного музея (MNAC):

DSCN2224.JPG
(фотография из этого поста)

Смотрятся, как варианты одного и того же изображения (но и отличия заметны, конечно). Собственно, ничего удивительного в этом нет: католическая Европа была тогда единым культурным пространством, от которого мы, к великому несчастью, были отгорожены:

"Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира. Великая эпоха Возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера..."
(А.С. Пушкин. О ничтожестве литературы русской.)

После этой трезвой (но не лишенной, впрочем, романтического приукрашивания западноевропейской истории, ибо те же крестовые походы производили далеко не только "благодетельное потрясение") констатации печальной правды нужно себя (а заодно и нас, пламенных патриотов) как-то утешить, апеллируя к "высокому предназначению":

"России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией..."
***
Ладно, passons, как говорят французы.
Фотографии картин музея монастыря Св. Агнессы на сей раз предлагаю смотреть в таком режиме: я даю ссылку на фликр-альбом (84 фотографии),

Praha_S.Agnessa

где под каждой фотографией дана информация о художнике, датах и, в некоторых случаях, месте первоначального хранения.
Так что можно спокойно медленно рассматривать, не забывая о том, что каждую фотографию, кликнув по ней, можно увеличить и рассмотреть детали.
Но можно и просто не смотреть, так как в этом режиме не возникает соблазна пролистать пост с множеством фотографий до конца и, тем самым, можно себя избавить от этого тягостного обременения.
Tags: barcelona_mnac, flickr, Барселона, Прага, Пушкин, Чехия, живопись, история, публикации, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Прага” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Прага” Tag