Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Прогулки по Ферраре ( 4 - 6 августа 2014 г.) - 3

Мы идем по улице Савонаролы (via Savonarola) по направлению к Дому Ромеи (Casa Romei).

SAM_0457

SAM_0459
SAM_0460
SAM_0461
SAM_0462
SAM_0463
SAM_0466
SAM_0467

Эту ёлочку можно увидеть как раз из окон вышеупомянутого дома, но почему-то фотографии внешнего вида у меня нет, а только какие-то окрестные дома сфотографированы.

SAM_0468
(Не исключено, впрочем, что на последнем кадре как раз и показана стена дома)

Рядом с Домом Ромеи находится дворец (или замок), который называется замком Ренаты Французской и на фасаде которого мы видим ту же статую Альберто д'Эсте, что и на фасаде кафедрального собора:

SAM_0472
SAM_0861


Рената (Рене) Французская приходилась женой Эрколе Второму (1508-1559); она была подвергнута суду инквизиции по обвинению в ереси и признана виновной в измене истинной вере и приверженности кальвинизму. Замок, построенный в 1475 г. и называвшийся также замком Эстенсе (как и главный замок Феррары), стал для Ренаты Французской тюрьмой. Впрочем, она, формально покаявшись, была освобождена и прожила долгую жизнь, вернувшись во Францию после смерти мужа. Достаточно подробно ее биография описана здесь.
В ее покоях в главном замке можно видеть великолепные потолочные фрески, частично мной показанные в феррарском альбоме на фейсбуке.
Находящийся рядом с замком Ренаты дом Ромеи был построен в 1445 году тем же архитектором Пьетро Бенвенуто дельи Ордини в ознаменование свадьбы хозяина дома, банкира Джованни Ромеи (1402-1483), с Поликсеной д'Эсте из дома сеньоров Феррары. К сожалению, об этой Поликсене (или Полиссене) мне ничего не удалось узнать, но ее не следует путать с другой Поликсеной из дома д'Эсте, которая была внучкой Николо III (1383-1441) и женой Кастеллино Висконти Айкарди, графа Бронно (см. генеалогическое древо здесь).
Дом Ромеи после смерти хозяина в 1483 году был подарен расположенному рядом клариссинскому женскому монастырю Тела Христова (Corpus Domini), куда мы еще заглянем. В доме Ромеи в ту пору бывали многие знатные люди, в том числе знаменитая Лукреция Борджиа, мать Эрколе II. Особенность этого дома Феррары состоит в том, что он избежал неудачных реставраций и дошел до нас почти в первозданном виде. И это несмотря на то, что после 16 века дом пришел в запустение и только в 1952 году был выкуплен государством, которое разместило в нем музейную коллекцию, состоящую из вырезанных фресок и скульптур, собранных из разных церквей и монастырей Феррары и ее окрестностей.
Войдем же в дом (и в музей).

SAM_0475

Из окон и галерей дома можно видеть двор замка Ренаты и сад:

SAM_0473
SAM_0477
SAM_0486

Если говорить об интерьере самого дома Ромеи, то это фрески, выполненные в середине 15 века и украшающие Зал Пророков и Зал Сивилл.
Вот росписи первого зала:

SAM_0491
SAM_0492

Общий вид Зала Сивилл (фото из сети):

p,fe,2016,ferrara,casa_romei,f,12591,massimo_baraldi

Здесь я должен сделать такое замечание.
Когда я подбирал фотографии, сделанные моим тогдашним плохоньким аппаратом, для этого сообщения, то обнаружил в итоге, что их без малого сотня. Втиснуть такое количество фотографий в один пост считаю неразумным и потому решил поступить так: я даю ссылку на фликр-альбом:

Casa Romei

Кликнув по размещенной выше фотографии "обложки" альбома, можно войти во фликр и всё спокойно посмотреть (там и пояснения короткие есть там, где это было возможно), а здесь покажу только некоторые, ключевые, на мой взгляд, фотографии.
В сети же нашел одну очаровательную сивиллу (персидскую) крупным планом:

Persica

На моей фотографии она слева:

SAM_0495

Латинские надписи на свитках у сивилл и у пророков являют собой пророчества о пришествии Мессии.
Совсем в другом стиле росписи портика с двумя изваянными из веронского мрамора львами (14 век):

SAM_0506
SAM_0509

Надо, пожалуй, заметить, что эти львы первоначально украшали вход в в ренессансный Palazzo Prosperi Sacrati (который так и называли - дворец двух львов, palazzo dei due leoni):

SAM_1112

Это (или этот?) палаццо стоит напротив знаменитого Алмазного дворца (Palazzo di Diamante):

SAM_1105
(в нем помещается великолепная пинакотека)

Скорее всего они находились при этом, действительно, очень красивом входе:

SAM_1107
(если бы только не эта жуткая серая дверь, которая приличествует сараю, и то не самому хорошему, а не дворцу)

С путти над дверью:

SAM_1108

Несчастные представители отряда хищных и семейства кошачьих поменяли с 1902 по 1981 год много мест, пока их не купило государство, поместив их музей Дома Ромеи.
Но вернемся в этот дом.
Фотографии "львиного" портика из сети:

IMG_0356-ferrara-casa-romei1445-cortile-d'onore-portico
casa-romei

Как видно, в росписях портика "флористские" мотивы с фигурами ангелов.
Несколько моих фотографий:

SAM_0510
SAM_0511
SAM_0512
SAM_0513
SAM_0514
SAM_0515

Аркады и капители портика великолепны в своем изяществе и в своей красоте:

SAM_0516
SAM_0536

Удивительные потолочные росписи а одном из залов:

SAM_0518
SAM_0519


Среди представленных в музее вырезанных фресок (affreschi staccati) я бы обратил особое внимание на "Распятие" в Зале Чести:

Salone_d'onore_casa_Romei_Ferrara
(фото из сети)

Я тоже попытался его снять крупным планом:

SAM_0619

Но неудачно зацепил "хвост" рояля, покрытого красной материей.
Фреска приписывается мастеру Серафино де Серафини да Модена, работавшему в Ферраре в 60-х годах 14 века.
Ему же принадлежит фреска "Вознесение Мадонны" (к сожалению, плохо сохранившаяся):

SAM_0621

Замечателен фресковый цикл 14 века "Страшный суд" (краткие сведения под фотографиями в альбоме):

SAM_0606
SAM_0608
SAM_0609
SAM_0613

Святые с полным сознанием своих преимуществ созерцают, как "грешников варят".

Так вот детей земных изгнанье?
Какой порядок и молчанье!
Какой огромный сводов ряд,
Но где же грешников варят?


SAM_0615
SAM_0617
(Ах, какие ангелочки!)

"Голова Христа" (2-я половина 14 века):

SAM_0625

Из скульптур покажу самую старую (14 века): группа Мадонна с младенцем и коленопреклоненным епископом (причисленным к лику святых), святые Петр и Павел:

SAM_0643

Остальное можно досмотреть прямо во фликр-альбоме.
Выглянем во дворик:

SAM_0503
SAM_0504
SAM_0505
SAM_0612
SAM_0604
(Ёлочка просто рядом с домом)

SAM_0649

Выйдем. Casa Romei находится напротив феррарского университета, рядом с которым стоит дом, где родился в 1452 году и провел первые 23 года своей жизни Джироламо Савонарола. Вот мемориальная доска:

SAM_0652
SAM_0653
SAM_0656

Пройдя немного дальше по улице, названной в честь этого великого и неоднозначного человека, можно увидеть церковь его святого - S. Girolamo (1712 г.):

SAM_0665

А мы ведь и не так далеко отошли от церкви S. Francesco:

SAM_0663

Но что означают эти валяющиеся каменные вазы около S. Girolamo?

SAM_0666
SAM_0667
SAM_0668

Проявление вандализма? Здесь, "под язычески-классическим небом" (Т. Манн)?
Дверь:

SAM_0670

Необычные деревья напротив церкви:

SAM_0673
SAM_0674

Но мы, обходя церковь S. Girolamo справа, идем по via Campofranco, перпендикулярной via Savonarola

SAM_0675
SAM_0679

и приближаемся к монастырю Тела Христова (полностью Chiesa e convento del Corpus Domini):

SAM_0680

Но это отдельный сюжет.
Мы продолжим наши феррарские прогулки.
PS. По поводу Casa Romei могу сослаться на некоторые источники: это 1) итальянская википедия, 2) весьма обширный текст на итальянском языке о Зале Сивилл (ссылка на него содержится в википедии; там три части, надо идти по ссылкам "вперед-назад") и 3) один небезынтересный пост в ЖЖ (но там некоторые фотографии не видны).
Да, еще жизнеописание святого Иакова из Марки (S. Giacomo della Marca): здесь (по-русски) и здесь (по-итальянски). Он показан на такой фреске в Casa Romei:

SAM_0577
(16 век, автор не указан)
Tags: Италия, Пушкин, Т. Манн, Феррара, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Феррара” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments