Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Бетховен - Квартет №13 B-dur, op. 130

Слушал во второй версии, т.е. без Большой фуги, и в двух исполнениях: Alban Berg quartett и Квартет им. Бетховена (пластинка, выпущенная еще к 200-летию автора). Первые игнорируют повторения в первой части и в финале, тогда как бетховенцы все аккуратно повторяют. Вообще наши камерные ансамбли (особенно советских времен) в этом отношении часто более добросовестны, чем западные. Так недавно я извлек старую-престарую пластинку с записью d-moll'ного квартета Моцарта в исп. Квартета Большого театра СССР. Все, абсолютно, повторено! Жаль, что старая пластинка, и звук оставляет желать лучшего.
Я давно не слушал 130-й опус именно в такой редакции, сильно недооценивая "второй" финал, как я сейчас понял. А ведь тут он возвращается к мотивам 1-й части (быстрый раздел главной партии), хотя и связи со 2-й и 3-й частями лежат на поверхности; тем самым строится арка, замыкающая всю конструкцию. И в танце финала я слышу даже какое-то отчаяние, "висельный" юмор.
Если же играть квартет с фугой (соч. 133), то, как я однажды заметил для себя, фуга пожирает все предыдущие части. Все они сгорают в ее диком пламени. Или, в более мягкой трактовке, все части прелюдируют к фуге, как в аналогичной композиции Лютославского. Но все равно: фуга убивает память о прелюдиях.

Я бы назвал 13-й квартет (во второй версии) квазисюитой, квазидивертисментом, в том смысле, что загадочное и сложное содержание противоречит дивертисментной форме, подвергает ее сомнению. Но и у Моцарта есть такие квазидивертисменты: Серенада c-moll, K. 388, и, главным образом, бесподобное струнное трио Es-dur, K. 563. Красота и значительность первых двух ("масонских") частей уникальны даже для Моцарта. Вторая половина цикла более дивертисментна, но, например, минорная вариация 4-й части звучит как настоящий похоронный марш. И вообще не все там просто.
В музыке XX века: "Лирическая сюита" Берга (настоящая трагедия), Шестой квартет Бартока, 11-й и 15-й квартеты Шостаковича. Последний, видимо, есть самая страшная "сюита" из всех когда-либо написанных.
Tags: Барток, Берг, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Гегель, Лютославский, Моцарт, Моцарт_серенады, Моцарт_струнное трио, Моцарт_струнный квартет, Шостакович, Шостакович_квартеты, философия
Subscribe

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Канон из “Cosi fan tutte”

    Один из возможных комментариев: “Субъект... перестает быть только индивидуальным, становится уже чистым, безвольным субъектом познания, который не…

  • О некоторых музыкальных впечатлениях

    В декабре я слушал симфонии Гайдна подряд и строго в обратном порядке: от 104-й до 88-й (под упр. А. Дорати). Какой блеск, юмор, глубина и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments