Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Немного о музыкальных впечатлениях

Решил всё-таки написать (долго сомневался, стоит ли).
Кажется, я выхожу из крайне тяжелого и затяжного моцартовского "запоя" и с начала месяца его совсем не слушал.
Неожиданно пришлось столкнуть два исполнения шубертовской сонаты c-moll (№19, D. 958): М. Дальберто и С. Рихтера. Как Дальберто играет шубертовские фортепианные сочинения, мне очень нравится, но вот в последний раз я услышал недостаточно выпуклое, резкое, исполнение этих "ударов-вскриков" во второй части, и вертикаль чуть-чуть у него разъехалась. Я тотчас вспомнил, как это делает Рихтер. Поставил его запись, и да - это один из его исполнительских шедевров. Он творит какие-то чудеса со звуком, как-то вдруг я особенно остро почувствовал это почему-то, слушая и эту сонату Шуберта, и G-dur'ную (op. 78, D. 894), даже несмотря на досадную ошибку в экспозиции первой части (дважды проглоченную ноту в одном и том же месте). Звук совершенно удивительный. Вспомнил и один давний (50 лет назад) концерт, о котором однажды написал. Даже сейчас, через полвека, я помню магическую атмосферу Большого зала, когда, при притушенных огнях, с эстрады летел этот колдовской звук и в зале царило... даже не знаю, как сказать. Напряжение изумления. Помните у Пушкина: "В первое представление "Дон Жуана", когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта..."
Еще один чародей звука, конечно, Гилельс. Тоже помню совершенно потрясающее исполнение им в том же Большом зале 16-й сонаты Бетховена. И помню одно из его последних выступлений, когда он играл последний концерт Моцарта (дирижировал В. Овчинников) - я смотрел по телевизору. При исполнении второй части, такой, казалось бы, легкой (пятиклассник сыграет), сверх-виртуоз Гилельс был весь потный от напряжения. Правильно сказал Шнабель: "Детям дают играть Моцарта, так как у него мало нот, а взрослые боятся его играть из-за слишком большой значимости каждой ноты". Вы в пустоте, и Вам надо пропеть эти "легкие" ноты, дать ощутить неимоверную глубину образа.
С Дальберто слушал еще a-moll'ную сонату (op. 42, D. 845). Хорошо, но в аккордах форте всё-таки иногда слишком резко, тембр ущербляется (в отличие от Рихтера и Гилельса).
***
Два исполнения Трио Шостаковича "Памяти И.И. Соллертинского": автор, Д. Ойстрах и М. Садло (запись 1947 г.) и Д. Башкиров, И. Безродный, М. Хомицер. Первое исполнение принято считать эталонным (как же - автор за роялем!), но оно и вправду прекрасно (хотя некоторые со мной не соглашались). По второму исполнению (обе записи, кстати, у меня на виниле) я знакомился с сочинением, с молодости пластинку, кажется, и не слушал, и вот сейчас понял, что скрипач там плох, ноты глотает почем зря.
О самом сочинении что говорить? Всё уже сказано. Но сейчас я ощутил по первой части, что из нее вышла вся Уствольская, с параноидальной злобой говорившая потом о своем учителе. Когда я слушаю эту музыку, то вижу зимний, мрачный день. Холод, а по заснеженной пустыне кто-то бредет неведомо куда. По поводу финала, его кульминации, я в 1971 г. в дневнике написал: "В кульминации прихотливая танцевальная мелодия, экспонируемая сначала скрипкой (словно посреди всеобщего стона кто-то насильственно вовлекается в ужасный хоровод), превратилась в молоты фортепиано: они рушат, громят без пощады целые толпы жертв".
А Пассакалия ведь очень существенно связана с Мусоргским - "Катакомбы" из "Картинок с выставки".
И недавно мне почему-то сильно захотелось переслушать "Бориса", но не всю оперу, а две сцены: "В келье Чудова монастыря" и "Грановитая палата" (рассказ Пимена и смерть царя). Прослушал в записи Е. Семкова (единственная, насколько я знаю, вполне аутентичная запись). Это не просто гениально, это сверх-гениально.
Я могу сказать, что Мусоргского мне по-настоящему открыл Л.А. Мазель своей книгой "Проблемы классической гармонии". Я понял, что фактура его музыки во многом "импрессионистская" (открытая им, как принято говорить у музыковедов, нефункциональная аккордика, за что действительно ухватился тот же Дебюсси), постоянно меняющееся освещение, точечные блестки света и цвета, как на картинах Сёра. Когда я стал это рассказывать своим друзьям (немузыкантам), они очень удивлялись: как это? Мусоргский - автор "народных музыкальных драм", где всё писано монументально, словно маслом, "классически" - и импрессионизм? Одного своего друга я всё же смог убедить и заинтересовать, проиграв ему как раз сцену "В грановитой палате" (не всю, а от слов Шуйского "Здесь у красного крыльца старец смиренный" до рассказа о прозрении). На следующий день по телевизору передавали не то "Бориса", не то "Хованщину", исполнение было так себе (тоже не помню, Большой или Мариинка, тем более, в редакции Римского-Корсакова), и друг признался мне, что не мог всё это слушать после разговора со мной.
Сейчас я Мусоргского слушаю очень редко, но каждый раз поражаюсь.
***
Во всё это вклинилась Вторая симфония Лютославского (под управлением автора). Ну что тут скажешь? Лютославский - пожалуй, единственный композитор послешостаковичевского поколения, которого я могу назвать великим. Но это, как принято повторять заклинание, ИМХО.
Всё, хватит трепаться.
Tags: 18 век, 20 век, notes, Бетховен, Бетховен_фортепиано, Гилельс, Кожелух, Лютославский, Моцарт, Моцарт_фортепианный концерт, Мусоргский, Пушкин, Рихтер, Уствольская, Хенце, Шнабель, Шостакович, Шостакович_трио, Шуберт, концерты, мемории, пианисты
Subscribe

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Моцарт - Клавирные концерты №№ 9 (Es, K. 271) и 22 (Es, K. 482) - Г. Анда

    Интересно столкнуть эти концерты, в чем-то "параллельно-изоморфные". Как ни прекрасен ранний концерт, по праву признанный прорывом в жанре клавирного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Моцарт - Клавирные концерты №№ 9 (Es, K. 271) и 22 (Es, K. 482) - Г. Анда

    Интересно столкнуть эти концерты, в чем-то "параллельно-изоморфные". Как ни прекрасен ранний концерт, по праву признанный прорывом в жанре клавирного…