Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Кёльн: церковь S. Maria im Kapitol (2)

Несмотря на скепсис коллег в отношении предыдущего сообщения (так что я даже почувствовал себя едва ли ни виноватым в том, что в церкви мрачно, а при восстановлении использован новый кирпич; и как это реставраторы не догадались снарядить экспедицию на поиски кирпичей 11 века!), я продолжу. Ибо плохо, когда "в себе", а лучше - "для себя" (кто не в теме, читайте Егора Федоровича).

Посмотрим на некоторые важные и подлинные экспонаты интерьера.
1) Надгробия
В церкви три надгробные плиты, из которых одна принадлежат романской, одна готической эпохе, а еще одна, по всей вероятности, 18 веку.
Супруга Пипина Геристальского, мачеха Карла Мартелла, Плектруда удостоилась даже двух надгробий, одного романского и одного готического, несмотря на то, что была весьма злокозненной дамой (по отношению к своему пасынку, деду Карла Великого, прославленного Шарлеманя).
Готическое надгробие вот оно:

DSCN7071

Не думайте, что на переднем плане некто без головы. Это, видимо, просто оставленная на стуле одежда.
Но вырежем:

DSCN7071а

Знатную даму благословляют ангелы, а в руце своей она держит храм божий. Это работа кёльнских мастеров 1290/1300 г. Подробности можно узнать на сайте романских церквей Кёльна.
Что касается романского надгробия (3-я четверть 12 века), то тут для меня сплошные загадки.
Мы его не видели. Прозевать просто так мы его не могли. Более того, на указанном сайте надгробие показано в вертикальном положении, как и готическое. Но на фотографии из википедии положение явно горизонтальное:

800px-Erstes-Relief-der-Plectrudis-1160-Maria-im-Kapitol-Köln

Отсюда следует, что плита мобильна и в тот день, когда мы оказались в церкви, была, скорее всего, демонтирована для реставрационных работ (либо закрыта ширмой). Такая же ситуация имела место и с другим важным экспонатом, о котором речь пойдет позже. Просто не заметить ее невозможно.
Еще одно надгробие, установленное в 1746 году (насколько я понял), принадлежит аббатисе Иде, дочери пфальцграфа Эццо и Матильды, дочери императора Оттона II Рыжего и сестры Оттона III. Ида вместе со своим братом, кёльнским архиепископом Германом II, принимала деятельное участие в основании новой церкви и монастыря на Капитолии.
Вот ее плита:

DSCN7061

Текст латинской эпитафии, выполненной в 1746 году, приведен на странице немецкой википедии (см. ссылку выше; там же и немецкий перевод). Помимо того, что там описывается родословная почившей, а именно: дочь блаженного Эренфрида, графа Палатинского, и Матильды, дочери августейшего Оттона II и сестры Оттона III, а также сестра архиепископа Кёльна Германа II, - упоминается, в решении коллегии высокого Капитула о захоронении останков блаженной Иды, аббатиса Св. Аделаида, которая для аббатисы Иды служила образцом как в жизни, так и в управлении делами церкви. Речь, насколько я понял, идет об императрице Адельгейде Бургундской, матери Оттона II. То есть, эта монархиня, удалившаяся в конце жизни от государственных дел и постригшаяся в монахини, доводилась Иде прабабкой. Она была канонизирована в 1096 г.
В эпитафии написано также, что похоронена Ида в церкви Св. Марии Капитолийской в 1160 г., а в 18 веке останки были перенесены в другое место, т.е. в то самое, где мы видим надгробную плиту. Об этой последней я не нашел никакой вразумительной информации, но, судя по виду, могу предположить, что она, как и эпитафия, датируется серединой 18 века.

2) Деревянная дверь середины 11 века

DSCN7065

Подробности можно посмотреть здесь.
Крупнее:

DSCN7062
(самое верхнее правое изображение оказалось частично срезанным)

DSCN7063
(нижние изображения очень плохо сохранились, а одно и вовсе утрачено)

Сюжеты:

DSCN7062a

1) Благовещенье и Встреча Марии и Елизаветы (слева)
2) Вход Господень в Иерусалим (справа)
3) Благая весть пастухам и Рождество (слева)
4) Чудо исцеления слепорожденного и Воскрешение Лазаря (справа)
5) Волхвы перед царем Иродом и Поклонение волхвов (слева)
6) Христос на Масличной горе и Христос и апостол Петр (возможно имеется в виду наречение Петра главой церкви, Мф., 16: 18-19; справа)

DSCN7062b

7) Сон Иосифа и Бегство в Египет (слева)
8) Тайная вечеря (справа)
9) Ирод узнает об обмане волхвов и Ирод, первосвященники и книжники (? - Мф., 2: 4-5)
10) Вознесение (верхний фрагмент) и Распятие (справа)

DSCN7062c

11) Ирод отдает приказ об избиении младенцев (Мф., 2: 16; слева) и Избиение младенцев (слева)
12) Вознесение (нижний фрагмент) и Три женщины и ангел у пустой гробницы (справа)
13) Сретение и Крещение (слева)
14) Явление Христа перед учениками и Преображение (справа)

Нижние панели показывают Искушение Христа Дьяволом (слева) и Христа с ангелами (справа).
Покажу дополнительно верх, чтобы можно было полностью рассмотреть "Вход Господень в Иерусалим":

DSCN7065a

И фотографии, найденные в сети (не густо):

Köln,_St._Maria_im_Kapitol,_Holztür_(3)
Köln,_St._Maria_im_Kapitol,_Holztür_(5)
0_103bb4_e1ab968c_orig
0_103bb5_bb231708_orig

Эта дверь напомнила мне также раннесредневековую дверь из кипарисового дерева в римской базилике S. Sabina.

Конец 2-й части
(третья будет последней: остались скульптуры и витражи).
Tags: Германия, Италия, Кёльн, Рим, Рим-18, Рим_церкви, история, публикации, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Кёльн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “Кёльн” Tag