Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Music:

Шарден - "Скат"

Благодаря напоминанию Мордокниги об одном событии возник повод вспомнить наш визит в Лувр 10 июля 2013 г.
Тогда нас заворожил Шарден.

















Но вот знаменитый "Скат":



О нем много чего написано. Например, здесь.
И я вспомнил, что аж в 1996 году мы записали на видеокассету французский документальный фильм о Шардене (к сожалению, не с самого начала), а там рассказано о сложной символике этого натюрморта. Можно ли усмотреть здесь намек на Голгофу? Оказывается, можно.
Во-первых, тут показана кухня (своего рода святилище, таинственное место, где отделяются друг от друга разные фундаментальные вещи: жидкое от твердого, съедобное от несъедобного, мертвое от живого, происходят сложные превращения - метаморфозы! - уродство преобразуется в красоту), где готовят рыбу, а рыбу в католических странах ели по пятницам, т.е. в день, когда был распят Христос. И рыба, как известно, есть символ Христа. Мертвые рыбы с выпученными глазами под скатом в этом же символическом ряду.
Во-вторых, скат словно бы глядит на нас человеческими глазами, и, несмотря на то, что эта рыба изображалась в старых гравюрах и картинах, как некое мифологическое чудище, его изображение вызывает в памяти позы распятых. Намек на Распятие авторы фильма находят и в картине с мертвым кроликом (см. выше). Нож, сверхъестественная пластичность которого на картине восхищала Дидро, есть, быть может, тот самый инструмент, которым потрошили убитую рыбу, обнажив ее кровавые внутренности. Он, этот нож, ассоциируется с копьем воина, вонзенным в тело распятого.
А кот, вспрыгнувший на стол и раскидавший устрицы, вносит хаос и дисгармонию в симметрию расположенных на столе тел и может символизировать тёмные демонические силы.
***
Тогда, почти 5 лет назад я снимал картины обычной мыльницей, моего теперешнего Nikon, очень неплохо фотографирующего в музеях, у меня еще не было, а и не так уж плохо вышло.
И еще: мы ходили в том отделе Лувра почти одни, посетителей - единицы. И это в Лувре, не в краеведческом музее какого-нибудь... Лучше умолкну.
Конечно, что мы, массовые посетители, делаем в прославленном музее?
С остервенением фоткаем несчастную мону Лизу и себя рядом с моной Лизой. А то ведь могут не поверить, что видел шедевр собственными глазами. А так есть документальное подтверждение.
А на висящие рядом картины Леонардо почти не смотрим, как и на портрет молодого человека с перчаткой Тициана - в точности на обороте стенда с "Джокондой".


(фото из сети)

С несколько меньшим энтузиазмом мы снимаемся у ног Венеры Милосской, которая "смотрит неизвестно куда своими мраморными очами". А то, что рядом скульптуры Лисиппа и Праксителя, более древние и, может быть, даже более прекрасные, мы не видим.
Но, разумеется, Венера есть Венера. Этого у нее не отнять.




А Афродита Праксителя разве менее прекрасна?


Tags: facebook, Лувр, Париж, Франция, Шарден, в других сетях, живопись, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Лувр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Лувр” Tag