Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Кёльнский собор: интерьер (витражи, 16 и 19 вв.)

На хорах северного нефа, слева от главного входа, в 1507-1509 годах были кёльнскими мастерами сделаны 5 витражей. Один из них я показал. Покажу еще раз:

IMAG0321_BURST002_COVER

Комментарий в том же сообщении.
Но из пяти витражей того времени у меня получился, в сущности, только этот. Еще один, называемый также витражом Трех волхвов, получился относительно:

IMAG0319

"Относительно" в том смысле, что при увеличении (на фликре) картинка несколько расплывается.
Слева от центральной сцены поклонения волхвов можно видеть картину визита царицы Савской к царю Соломону. Святые: Петр, представляющий основателя кёльнского архиепископства; Мария с младенцем, Елизавета Тюрингская и Христофор. Гербы родов - предков архиепископа-основателя.
Об остальных трех витражах рекомендую прочитать (и как-то их посмотреть) на сайте собора.

А мы посмотрим на некоторые витражи, выполненные в середине 19 века и чуть позже. Они находятся на хорах южного нефа.

1) Витраж Рождества Христова (1847)

DSCN6248

Центральная сцена объединяет сюжеты поклонения пастухов и поклонения волхвов. Над нею: Адам и Ева у древа познания, Благовещенье, и библейские предки Христа и Непорочной Девы. Внизу четыре пророка: Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они предсказывают пришествие Мессии. В нижних углах основной картины можно видеть баварский герб и подпись заказчика витража - баварского короля Людвига I (витраж был им заказан в 1842 г.). Витраж считается одним из лучших неоготических витражей, искусно имитирующим средневековый готический стиль.

2) Витраж Иоанна Крестителя (1847)

DSCN6249

Этот витраж также относится к циклу баварских витражей, заказанных Людвигом I и выполненных к юбилею собора в 1848 г. Цикл представляет историю предсказания рождения Мессии, и сюжеты располагаются последовательно от запада к востоку (т.е., от главного входа к пребистерию). В центре картина проповеди Иоанна в пустыне. Наверху две небольшие картины, где показано Рождество святого: ангел и Захария (справа) и собственно рождество. В медальонах наверху изображены местные кёльнские святые, а внизу (в больших медальонах) - сверху вниз и слева направо: святая Елена, император Константин, Фридрих Барбаросса и Карл Великий.

3) Витраж Оплакивания Христа (1847)

DSCN6254

Здесь, кроме центральной сцены Оплакивания, мы видим Тайную Вечерю, в небольших изображениях - Христос и Мария Магдалина и Неверие апостола Фомы. Фигуры четырех евангелистов: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

4) Витраж Пятидесятницы (1848)

Этот витраж Баварского цикла называется также витражом Святой Троицы.

DSCN6257

Центральная сцена - Сошествие Святого Духа на апостолов. Над нею - вручение ключей апостолу Петру. Белые фигуры в архитектурном орнаменте - символы добродетелей: Сила, Благоразумие, Мудрость и Умеренность. Фигуры внизу - отцы церкви: Амвросий, Григорий, Иероним и Августин.

5) Витраж Святого Стефана (1848)

DSCN6262

В центре - Побивание святого камнями. Вверху две сцены из жизни святого. Погрудные изображения святых Григория из Сполето, Матерна, папы Сильвестра, Аполинария. Прочие подробности можно посмотреть опять-таки на сайте собора.
Хоругвь с изображением Св. Стефана:

DSCN6263

На следующем снимке

DSCN6264

показаны два витража:

6) Витраж Гёрреса (1856),
справа,
и
7) Витраж апостольского собора (1870)
слева.
Первый витраж посвящен памяти католического писателя и ученого Иозефа Гёрреса (1776-1848). Он был среди первых, кто в 1814 году призывал к возобновлению строительства кёльнского собора, а в споре католической церкви с прусским государством занимал позицию церкви. Друзья ученого решили поэтому установить в соборе этот витраж-мемориал.
На нем изображен коленопреклоненный Гёррес перед Марией и Младенцем, а также Св. Бонифаций и Карл Великий.
На втором витраже изображен апостол Петр на апостольском соборе в Иерусалиме, а внизу - фигуры выдающихся представителей основных монашеских орденов: слева направо - папа Лев IV (орден бенедиктинцев), святой Бернард из Клерво, аббат, доктор церкви (орден цистерцианцев), святой Фома Аквинский (орден доминиканцев) и святой Бонавентура (орден францисканцев).
Оба витража выполнены в мюнхенской мастерской.
И последний витраж позапрошлого века
8) Витраж апостола Павла (1864, реконструкция 1994 г.)

DSCN6267

Этот витраж, созданный в 1864 году, был уничтожен во время Второй мировой войны и реконструирован в 1994 г.
Огромная картина в центре - Обращение Савла. Внизу фигуры четырех отцов церкви, принадлежащих Восточной (Православной) церкви: святой Афанасий, святой Василий, святой Григорий Богослов и святой Иоанн Златоуст.
Верх: Христос посылает Ананию к Савлу (слева), Анания возвращает Савлу зрение (справа) и Савл перед Первосвященником. Про Ананию см. здесь.

Несомненный интерес представляют витражи, появившиеся уже в последние годы (после 2005) и являющиеся реконструкцией цикла, созданного в 1884 г. и уничтоженного во время Второй мировой войны. Этот цикл посвящен библейской истории от Сотворения мира до Воскресения.
Покажу здесь два витража без комментариев.
Ветхозаветные истории:

DSCN6038

Жизнь Христа и Страсти Господни:

DSCN6044

Вот и всё. В заключение небольшая загадка.
К какому времени отнесли бы уважаемые коллеги следующий витраж?

DSCN6737

Кто знает, прошу не подсказывать (но и комментарии не скрываю, т.е. до первого отгадавшего).
Tags: Германия, Кёльн, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Кёльн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments