
Главное, о чем я хочу рассказать в этом сообщении, резной алтарь Агилольфа, названный так по имени кёльнского архиепископа Агилольфа (или Агилольфуса), занимавшего эту должность в 8 веке (именно с 745 по 752 год).

Это работа антверпенских мастеров, датируемая приблизительно 1520 годом.
(Техническое замечание: избавиться от бликов светильников на картинах невозможно при общей съемке, о чем свидетельствует фотография из википедии, которая даже хуже моей. Можете сравнить:

Это википедия, если кто не понял; моя выше.
Но живопись мы еще посмотрим, хотя она тут не главное, а главное - резная центральная часть.)
Мы вернемся к этому алтарю и обсудим его сюжеты, но прежде остановимся в преддверии.

В нартексе наше внимание привлекли две скульптурные группы: "Снятие с креста" (справа)


и "Оплакивание" (слева):





Но никакой информации об этих скульптурах я нигде не нашел: ни на сайте собора, ни в википедии, ни в той брошюре, которую я купил в магазине собора. Даже странно. И я не знаю, что это: подлинная готика или искусная неоготика. Может быть, кто-то из коллег будет удачливее и настойчивее в этом отношении.
Вернемся теперь к главному сюжету - алтарю Агилольфа. Попытаемся разобрать сюжеты центральной, наиболее выдающейся части.

В центре грандиозная сцена Распятия. В пеналах по бокам и над самим Распятием показаны семь таинств, а именно: слева (снизу вверх) - крещение, конфирмация и брак; справа (сверху вниз) - священство, покаяние (исповедь) и евхаристия. Прямо над Распятием можно рассмотреть таинство елеопомазания (помазание больных). К сожалению, эти изображения нельзя отчетливо разобрать даже в увеличенном формате на фликре, и я тут бессилен. Надо было их близко сфотографировать, чего я не сделал (но совсем близко и нельзя было подойти). Изображения разделены орнаментальными вставками.
Слева от Распятия - Несение Креста. В пеналах слева (снизу вверх): Молитва на Масличной горе, Пленение Христа; справа (сверху вниз): Христос перед Пилатом, Увенчание терновым венцом.
Справа от Распятия - Снятие с Креста. В пеналах слева можно разглядеть Положение во гроб (внизу) и Воскресение (вверху).
Нижний ряд (слева направо): 12-летний Христос в храме, Воскрешение Лазаря, Изгнание торгующих из храма, Прощание Христа с Марией, Омовение ног, Тайная Вечеря.
Теперь живопись.
Левая сторона:

Плохо виден верх, но всё же. Идем снизу вверх и слева направо: Рождество Марии, Введение во храм, Св. Иосиф в храме, Обручение Марии и Иосифа. В самом верху - Рождество Христово.
Правая сторона:

Мы видим: Поклонение волхвов, затем вверху - Обрезание Господне, а под этим - Принесение в храм (Сретение). Две нижние картины: Бегство в Египет и 12-летний Христос в храме.
Пределла:

Центр - Паломники перед мощами Агилольфуса. Центральную картину обрамляет скульптурная группа Благовещения.
Левое крыло пределлы: Христос перед первосвященником и Бичевание.
Правое крыло: Христос перед Пилатом, Ecce homo.
Верхние скульптуры:

Мадонна с младенцем в окружении Св. Анно и Св. Агилольфуса.
Рака с мощами Св. Агилольфуса:


Рядом с алтарем и мощами мы видим на колонне одну из главных достопримечательностей интерьера - статую Св. Христофора:


Как написано в брошюре Барбары Шок-Вернер "Кёльнский собор", "по традиции очень крупные картины и статуи, изображающие этого святого, устанавливались как правило в церквях возле входных и выходных дверей. Кёльнская статуя св. Христофора была установлена на колонне, которая сразу же попадала в поле зрения при входе в собор через южный портал. Эта статуя высотой 3,73 м создана примерно в 1470 г. мастером Тильманом. Она изображает великана, переносящего через реку на своих плечах Христа-младенца, причем ноша кажется ему всё более тяжелой, так что в конце концов он почти не в состоянии идти с ней дальше. В скульптуре прекрасно передано изнеможение святого, тяжело опирающегося на свой посох".
Фото из википедии:

На этом закончим (данное сообщение, но что-то еще из интерьера со временем покажу).

"Святой Христофор переходит реку. Всю ночь он идет против течения. Его громадное тело с богатырскими плечами, подобно утесу, возвышается над водой. На левом плече он несет хрупкого и тяжелого младенца. Святой Христофор опирается на вырванную сосну, которая сгибается под ним. Его спина тоже сгибается. Те, кто видел, как он отправлялся в путь, говорили, что он никогда не дойдет; и долго вслед ему неслись издевательства и насмешки. Спустилась ночь, и люди устали. Теперь Христофор уже далеко, до него не доносятся крики оставшихся на берегу. Среди шума потока он слышит только спокойный голос младенца, который держит в своем кулачке курчавую прядь волос гиганта и повторяет: «Вперед!» Он идет вперед, спина его сгорблена, глаза устремлены на темный берег, крутые очертания которого начинают проступать вдали.
Вдруг раздается благовест, призывающий к заутрене, и стада колоколов, пробудившись, несутся вскачь. Вот новая заря! Из-за черного высокого утеса поднимается золотой ореол невидимого солнца. Христофор, почти падая, достигает наконец берега. И он говорит младенцу:
— Вот мы и пришли! Как тяжело было нести тебя! Скажи, дитя, кто ты?
И младенец ответил:
— Я — грядущий день".
(Р. Роллан. Жан-Кристоф, последние строки.)