Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Кёльнский собор: внешний вид (2)

Обойдем теперь собор в светлое время суток.
Начнем опять с неоготики южного фасада.

DSCN7220

Портал Св. Гереона:

DSCN7221
DSCN7222

Надо полагать, что в тимпане изображены эпизоды жития означенного святого.
Центральный портал южного фасада, называемый Порталом Страстей:

DSCN7223

Здесь, после клика и увеличения (напоминаю, что мы теперь живем во фликре), можно идентифицировать многие сюжеты в тимпане(я - не все, но думаю, что от истинных знатоков смысл не укроется).
Если идти снизу вверх и слева направо, то в нижнем ярусе я вижу: "Вход Господень в Иерусалим", "Тайная вечеря", "Пленение Христа"; далее во втором снизу ярусе: "Бичевание", "Увенчание терновым венцом", "Ecce homo", "Несение Креста"; выше: "Распятие" и "Оплакивание" (после снятия с Креста). Наконец, в верхнем треугольнике Христос на Страшном суде, когда Дева Мария и апостолы просят его о снисхождении к грешникам.
Как написано в немецкой википедии, "скульптуры портала были спроектированы Людвигом Швантхалером в 1847 году и вылеплены Кристианом Мором с 1851 по 1869 год. Скульптуры представляют собой кульминацию романтической назаретской скульптуры религиозного содержания в Германии. Двери портала были возобновлены в 1948 году Эвальдом Матаре. Ему помогал его ученик Джозеф Бойс.
Кроме того, весь южный фасад является одним из самых значительных и художественно совершенных произведений неоготики".
Это действительно так, и я был даже склонен считать это подлинной готикой - настолько создатели проникли в стиль.

DSCN7224

Посмотрим еще на левый портал южного фасада, называемый Порталом Св. Урсулы:

DSCN7225

Здесь, насколько я понял, изображены эпизоды жития и мученичества святой.

DSCN7226

Перед тем, как перейти к западному фасаду,

DSCN7227

посмотрим на великолепный фонтан со львами и статуей Св. Петра. Он же изображен и на среднике Портала Страстей.

DSCN7228
DSCN7229
DSCN7230
DSCN7231

Итак, западный, главный, фасад:

DSCN7251

Правый портал Св. Петра я показывал. Покажу еще раз:

DSCN7252

Напомню, что это единственный оригинальный готический портал собора.
Что касается центрального портала западного фасада (где находится дверь, через которую сейчас входят в собор), то он не имеет специального названия, а изображения в тимпане я комментировать не берусь. Надеюсь, что каждый из читателей поймет их смысл в меру своей образованности.

DSCN7250

Левый портал западного фасада называется Порталом Трех царей. В тимпане можно видеть "Поклонение волхвов".

DSCN7256

Северный фасад, обращенный к центральному вокзалу, фактически не был нами подробно осмотрен и тематизирован.
Просто показываю:

DSCN7257
DSCN7258
DSCN7259
DSCN7260
DSCN7262

И, как видно, центральный портал тут закрыт на реставрацию.
Теперь посмотрим на "ощетинившуюся" абсиду. Это и есть средневековая часть всего сооружения.

DSCN7263
DSCN7264
DSCN7265
DSCN7266
DSCN7267

Еще некоторые снимки северного фасада и абсиды, сделанные со смартфона:

IMAG0345
IMAG0346
IMAG0347
IMAG0355
IMAG0357
IMAG0358
IMAG0359

Еще несколько ракурсов в заключение (Nikkon):

DSCN7253
DSCN7254a
DSCN7255
DSCN6247

Виды из залов Римско-германского музея:

DSCN7209
(обратите внимание на горгулий)

DSCN7207
DSCN7208

Музей находится у южного фасада, ближе к абсиде.
Я уже говорил, что хрестоматийные "туристические" фотографии собора не дают о нем почти никакого представления. Я как-то пытался снимать его в разных ракурсах в надежде на то, чтобы потом хотя бы я мог вспомнить своё впечатление о невероятной грандиозности всей "пылающей конструкции". И уж не знаю, можно ли по моим снимкам составить хоть слабое представление об этом поистине уникальном сооружении. И тут даже не важно, что он строился так долго.

Cologne_cathedral_aerial_(25326253726)_(cropped)
(Фотография, разумеется, из википедии.)

"Необузданное стремление к выразительности всегда сочеталось у него с рассудочной страстью к строгому порядку, к голландской линеарности. Иными словами, жар и холод сосуществовали в его творчестве и подчас, в гениальнейшие мгновения, проникали друг друга: espressivo овладевало точным контрапунктом, объективное озарялось багровым пламенем чувства, создавая впечатление некоей пылающей конструкции, наиболее приближавшей меня к идее демонического и постоянно напоминавшей мне огненный контур, который, согласно преданию, появился на песке перед нерешительным зодчим Кёльнского собора".
(Т. Манн. Доктор Фаустус, гл. XXI; курсив мой. - А.Б.)
Tags: Германия, Кёльн, Т. Манн, путешествия, соборы
Subscribe

Posts from This Journal “Кёльн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Posts from This Journal “Кёльн” Tag