Бронзино

Рим-Неаполь-Рим (январь-февраль 2018) - 30

Вернемся в Италию. Надо всё-таки закончить этот непомерно растянувшийся сериал (у меня было сильное желание оставить его как есть и про последние два дня нашей поездки ничего не писать).

4 февраля, воскресенье

В 14.20 поезд до Рима, куда мы возвращались на одну ночь.
У нас после выписки из отеля оставалось несколько часов и мы поехали в центр, чтобы посетить церковь S. Maria Donnaregina Vecchia. История и структура церкви наиболее подробно описана в итальянской википедии, хотя и там информация весьма скудная.
В этот день Везувий впервые показал нам своё чело:

DSCN5676

P2040062

Приехали, подошли к воротам Св. Януария с фреской Маттиа Прети

DSCN5677
DSCN5678

и направились, повернув сразу налево, к via di Duomo.

DSCN5679
DSCN5680

Вышли на эту прямую, как стрела улицу

DSCN5683
DSCN5684

и, немного не доходя до собора, свернули налево, чтобы войти в церковь, сперва в новую (S. Maria Donnaregina Nuova), барочную, а потом через дворик, в старую, готическую.
Посмотрим извне:

DSCN5722
DSCN5725

С точки зрения архитектуры ничего особенного.
Вход платный (не помню уж сколько), причем предупредили, что фотографировать нельзя. Барокко я и не фотографировал, а когда мы вошли в старую церковь, особенно когда поднялись наверх, на монашеские хоры, то я, поняв, что никакого надзора нет, стал снимать. Точнее, мы снимали на пару с сыном. Но времени у нас было мало, мы всё же побаивались, что нас засекут за запрещенными съемками, несколько торопились, и снимки не очень удачные. К тому же опять-таки не было времени разбирать надписи (очень подробные) на информационных стендах, но некоторые из них я сфотографировал и поэтому могу сейчас что-то прокомментировать.
В сущности, достаточно подробно я могу показать и прокомментировать только капеллу Лоффредо, где до 18 века покоились останки некоторых членов этой знатной семьи, которые потом были перенесены в новую церковь, где находятся до сих пор.
В капелле мы можем видеть достаточно хорошо сохранившиеся фрески 14 века, принадлежащие неизвестному художнику, испытавшему, как написано в википедии, несомненное влияние Джотто и византийского стиля. Кстати, в английской википедии фрески 14 века в церкви приписаны Каваллини и его мастерской, но в итальянской и на информационных стендах всюду указаны анонимы.
Посмотрим:

DSCN5685
DSCN5686

На сводах изображены апостолы Петр и Павел.

DSCN5686

DSCN5687

Здесь наверху видна фигура ангела из общей композиции Благовещения (Мадонна - в противоположном конце арки), а под ним Мадонна с младенцем в окружении святых (каких, не сказано).
Вот и фигура Мадонны (вверху), частично утраченная:

DSCN5688

На правой стене капеллы показаны сцены из жизни евангелиста Иоанна.

DSCN5689

А именно (сверху вниз): "Воскресение Друзианы" (в люнете), "Пытка Св. Иоанна в кипящем масле" (слева) и "Св. Иоанн пьет яд и остается невредимым" (справа), "Крещение Аристодема" (слева) и "Св. Иоанн воскрешает двух юношей, выпивших яд".
На левой стене капеллы над дверью фрески показывают сцены из жизни Св. Франциска Ассизского.

DSCN5690

"Св. Франциск получает стигматы" и "Св. Франциск проповедует птицам".
Покажу фотографии, сделанные сыном:

P2040014
P2040015
P2040016
P2040018
P2040055

Войдем теперь на монашеские хоры.

DSCN5692

Здесь, конечно, наш взор поражают стены, почти сплошь расписанные фресками (14 век). Особенно огромная многочастная композиция "Страстей".

P2040039
P2040028
P2040023

И "Страшный суд" напротив абсиды:

P2040027
P2040049
P2040050

Особенно следует вглядеться в трубящих ангелов (увеличив изображение).

P2040051
DSCN5694
DSCN5707

Если посмотреть с хоров вниз, то можно увидеть две почти идентичные фрески "Распятия" 14 века:

P2040032

Более поздние работы (16 век).
"Мученичество Св. Урсулы":

DSCN5702
(1520 г., приписывается Франческо де Толентино)

"Поклонение волхвов":

DSCN5704
(Неизвестный автор, первая половина 16 века.)

Вот прекрасные фрески, напоминающие Пинтуриккьо, но, к сожалению, фотография информационного стенда расплылась, и я ничего не могу сказать конкретного.

DSCN5706

Великолепный потолочный рельеф "Коронование Марии", выполненный ломбардским мастером Пьетро Белверте:

DSCN5698
DSCN5697

Еще несколько фресок треченто.

DSCN5708
DSCN5709
DSCN5711

Вот эти фрески, видные с хоров, привлекли также мое особое внимание:

DSCN5712

Можно разобрать имя Св. Фомы, но что за сюжеты, я не знаю.
Капелла, расписанная, судя по всему, в 17 веке и сильно отличающаяся от окружения:

DSCN5716

Несколько кадров общего плана.

P2040010

Виден край саркофага королевы Неаполя Марии Венгерской.
Вот он весь:

P2040013

Это работа Тино Кампаньо (1326 г.).

P2040008
DSCN5719

Дворик между старой и новой церковью:

DSCN5718
DSCN5717

Выходим:

DSCN5724
DSCN5726

Мы решили напоследок заскочить в собор.

DSCN5728
DSCN5729
DSCN5730

Очень уж захотелось взглянуть снова на мозаики баптистерия. Я почему-то подумал, что сам фотографировал их в первый визит. Оказывается, нет. Если бы вовремя вспомнил, то еще раз всё сам сфотографировал. А так обратил внимание на остатки старых фресок при входе в баптистерий:

DSCN5731
DSCN5732

Сделал пару общих планов S. Restituta:

DSCN5736
DSCN5733

И мозаику Лелло ди Орвьето:

DSCN5734

Всё: уезжаем из Неаполя.

P2040062
DSCN5740


PS. Первый мой опыт использования фликра почти в режиме Я-фоток. Все фотографии кликабельны и увеличиваемы.

Posts from This Journal by “Неаполь” Tag

Спасибо. Donnaregina Vecchia - одно из сильнейших впечатлений в Неаполе, я очень рад, что туда попал. В старой церкви я пробыл довольно долго и снял всё в подробностях, благо никакого надзора там в принципе нет, возможно, сознательно.
Да, у нас было мало времени. Будет очень интересно посмотреть Ваши фотографии.
Многофигурные фрески 14 века очень впечатлили... Такие интересные фотографии Везувия - на фоне стройки и стоянки) А то мое представление о Неаполе ограничивалось рассказами Горького и картиной Брюллова:)
Везувий был так виден из нашей промзоны, где отель находился.
Фрески чрезвычайно интересны, но там надо пробыть полдня и никуда не торопиться.
Большое спасибо Алексей Иванович! Мне очень-очень: Virgin with Child and Saint January and Restituta - mosaic by Lello da Orvieto (1322) - Naples, Cathedral. И Мадонна с Младенцем и святыми Себастьяном и Рохом.
Спасибо, Елена Яковлевна! В том числе и за информацию о фреске в S. Maria Donnaregina.
Спасибо за Доннареджину. Я в ней ни разу и не был, т.к. в моем путеводителе говорилось лишь о барочной новой церкви, а платить за барокко я был не согласен. А там оказывается столько приличной живописи!
Не то слово!
Я должен быть благодарен нашему другу petrark за наводку. Но там надо ходить долго, всё тщательно фотографировать в разных ракурсах, не спеша, снимать все информационные стенды. Но у нас было мало времени, мы туда пошли уже перед отъездом. Но и на том спасибо.
А Вам спасибо за отклик!
Спасибо. Вот теперь главное не забыть (если попаду в Неаполь, а то память не очень).. А ведь место стоящее
Даже более того.
Но там надо долго ходить и изучать. Там и музей есть. Да и барочная церковь, где я не сделал ни одного снимка, небезынтересна.
Я про Доннареджину не знал - фрески классные
Да. Туда бы с хорошим аппаратом. Но съемки там официально запрещены. Только контрабандой. :)