Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Рим-Неаполь-Рим (январь-февраль 2018) - 6

29 января, понедельник (S. Sabina)

Santa Sabina - одна из самых замечательных церквей Рима - заслуживает отдельного выпуска.
Мы подошли к этой церкви, повернув по дороге от станции метро Circo Massimo сначала налево по via Valle Murcia, которая плавно переходит в via S. Sabina. На повороте миновали помпезный памятник Джузеппе Маццини на piazza Ugo la Malfa:

DSCN3812.JPG

Абсида базилики:

221SSabina.JPG
(фото из Википедии)

Я должен заметить, что фотографировал сам извне церковь уже после того, как мы завершали прогулку по Авентину. Мы стремились скорее попасть внутрь, зная, что многие римские церкви (да и не только римские) закрываются достаточно рано на дневной перерыв.
Покажу свои фотографии (из апельсинового дворика):

DSCN3906.JPG
DSCN3909.JPG

Боковой вход, через который и можно попасть в церковь:

DSCN3842.JPG

Прежде чем мы войдем, откроем снова книгу Б. Хинцен-Болен (при участии Ю. Зоргеса) "Рим", на которую я тут много раз ссылался:

"Согласно одному преданию, на этом месте стоял дом богатой римлянки, тогда как другое гласит, что здесь хранились останки Святой Сабины, которая, по рассказу жития, была при императоре Адриане пронзена мечом и тем приняла венец мученичества. Впрочем, имя поставившего эту церковь засвидетельствовано надежно: после нападения готов при папе Целестине I (422-432) построил на собственные средства трехнефную базилику иллирийский священник по имени Петр. При папе Евгении II (824) интерьер приобрел дорогостоящую мраморную облицовку, от которой дошли только остатки. Особого восхищения заслуживают античные колонны и фриз, созданный в технике opus sectile с инкрустациями из порфира и серпентина над аркадами среднего нефа. В 1219 г. папа Гонорий III передал церковь ордену доминиканцев и построил клуатр. После Тридентского собора были замурованы 20 из 26 окон, ибо тогда считалось, что чрезмерная яркость света отвлекает души от благочестивых раздумий. Следующее преобразование в стиле раннего барокко было произведено в 1587 г. архитектором Сикста V Доменико Фонтана. Несмотря на всё это, трехнефная базилика до сих пор в значительной мере сохранила свое первоначальное состояние, раскрытое реставраторами начала XX века. Она относится к лучше всего сохранившимся ранним христианским базиликам Рима" (стр. 371).
Достаточно подробное описание базилики есть и в итальянской википедии.
Теперь войдем:

DSCN3813.JPG
DSCN3829.JPG

На второй фотографии лучше видны украшения арок, о которых написано в книге Хенцен-Болен. Но покажу их крупным планом на фото из википедии:

1280px-Santa_Sabina_-_arches_-_antmoose.jpg

DSCN3814.JPG

Если присмотреться, то можно увидеть невысокую витую колонну с черным камнем наверху (на фото справа в углу).
Это lapis diaboli, "камень дьявола". Есть легенда, согласно которой сам нечистый бросил этот камень в Св. Доминика, когда тот молился на мраморной плите над могилами христианских мучеников, и разбил плиту на куски. На самом деле плита была разбита Фонтаной при реставрации 1587 г., когда он переносил захоронения в другое место. Происхождение самого черного камня, впрочем, из этих объяснений для меня осталось неясным. Признаюсь также, что этот объект не был мной самим отчетливо тематизирован, близко я его не фотографировал и показываю поэтому опять фото из википедии:

800px-Ripa_-_s_Sabina_lapis_diaboli_1100821.JPG

Посмотрим еще:

DSCN3815.JPG
(может быть, это сохранившиеся старые мозаики, но я не уверен)

DSCN3817.JPG

Фреска в конхе апсиды принадлежит Таддео Дзуккари (1569 г.).

DSCN3818.JPG
DSCN3819.JPG

Триумфальная арка с изображением святых была перестроена уже в 20 веке на основании копии старых изображений, выполненной в 17 веке Джованни Джустино Чьямпини. Сами же эти изображения были уничтожены во время одной из перестроек.
Походим еще по главному нефу:

DSCN3824.JPG
DSCN3825.JPG

Вот тут можно заметить едва различимые следы старых фресок:

DSCN3826.JPG

Сохранившаяся древняя кладка:

DSCN3827.JPG

В капеллах церкви несколько картин, но узнать имена их авторов мне не удалось.

DSCN3816.jpg
DSCN3820.JPG
DSCN3822.JPG
DSCN3823.JPG

Подозреваю, что это поздний 16 век. Никак не раньше (а то и позже). Равно как и роспись купола:

DSCN3821.JPG

Кесонный потолок сделан в 20 веке.
А теперь посмотрим на самое ценное в базилике: двустворчатые двери из кипарисового дерева, дошедшие до нас с V века почти в первозданном виде (хотя и были некоторые реставрации). Это двери центрального портала и они ведут из атриума в помещение в церкви (сейчас закрыты).
Рельефы (числом 28) представляют сцены из Ветхого и Нового заветов.
Попытаемся рассмотреть их.

DSCN3830.JPG

Если открыть эту фотографию на фликре, то можно как-то разглядеть детали.

Сюжеты (по столбцам):

1-й (сверху вниз) - "Распятие", "Чудеса Иисуса" (вижу, например, отчетливо превращение воды в вино), "Явление Христа апостолам", "Призвание Моисея", "Христос перед Пилатом" (за стеклом).
2-й - "Жены-мироносицы у гроба Господня", "Чудеса Моисея", "Явление Христа святым женам", "Христос перед народом".
3-й - "Поклонение волхвов", "Вознесение Христа", "Отречение Петра", "Моисей и исход из Египта".
4-й - "Христос с Петром и Павлом", "Явление Христа в Судный день", "Пророк Аввакум" (видимо, показана сцена прихода Аввакума к Даниилу, брошенному в ров со львами), "Вознесение Илии", "Иисус перед Кайафой" (за стеклом).

Заголовки сюжетов взяты из книги Хинцен-Болен. Альтернативные названия в википедии.
Попробуем посмотреть более крупным планом:

DSCN3833.JPG
("Исход" и "Вознесение Илии")

DSCN3834.JPG
("Призвание Моисея", точнее, 4 эпизода из Книги Бытия, в частности, скитания в пустыне, и "Христос перед народом")

DSCN3836.JPG
("Поклонение волхвов", "Христос с Петром и Павлом" -верх- и "Вознесение Христа", "Явление Христа в Судный день" - низ.)

Рискну, невзирая на мешающие отражения в стекле, показать:

"Христос перед Пилатом"

DSCN3831.JPG

и "Христос перед Кайафой"

DSCN3832.JPG

Есть возможность посмотреть на фото из википедии.
"Распятие"

SabinaCrucify.jpg
(даже трудно поверить, что это дерево)

"Аввакум и Даниил"

Abduction of Habbakuk

"Переход через Красное море"

SSabina_porteC.JPG
("Море чермное сомкнул ты над войсками фараона")

"Вознесение Илии"

SSabina_porteD.JPG

В атриуме мое внимание привлекли и старые фрески:

DSCN3837.JPG

Но автора и время мне узнать не удалось.
Фрагменты античных (?) рельефов:

DSCN3839.JPG

Покидаем базилику.

DSCN3840.JPG
DSCN3841.JPG
DSCN3842.JPG
DSCN3843.JPG

За оградой видны деревья апельсинового дворика.
Tags: facebook, flickr, Италия, Рим, Рим-18, Рим_церкви, публикации, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Рим-18” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Рим-18” Tag