Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Об Adagio h-moll Моцарта

Вопрос сложный и интересный...
Вы помните фильм Бергмана "Осенняя соната"? Там есть эпизод, когда Эва играет для своей матери, знаменитой пианистки Шарлотты, ля минорный прелюд Шопена. Потом его играет и сама Шарлотта, пытаясь объяснить дочери свое понимание музыки Шопена ("Я занимаюсь этими ужасными прелюдиями 40 лет, но так и не приблизилась к их пониманию"). Она произносит там и такую фразу: "Шопен никогда не был сентиментальной старухой". Так вот, великий Горовиц (а он поистине великий пианист!) играет моцартовское Adagio h-moll именно как сентиментальная старуха. "Моцарт - ангел!",- воскликнул как-то маэстро с улыбкой старческо-детского умиления.
Играть так это немыслимое и почти неисполнимое (как и Рондо ля минор, К. 511) сочинение, эпиграфом к которому я бы поставил отрывок Эмпедокла

"Klausa te kai kokysa idon asynethea khoron"
("Я плакал и рыдал, узрев непривычную мне область");

или

Но там, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где тень олив легла на воды,
Заснула ты последним сном...


Какой уж там ангел, какая расслабленность! А вспыхивающий в конце, как какой-то неведомый космический свет, Си мажор - тональность у Моцарта очень редкая и потому особенно многозначительная. А натиск сильнейших диссонансов в конце разработки? Все резкости у Горовица нарочито смазаны. И это неприемлемо.

Ушида произвела на меня очень сильное впечатление, когда я впервые услышал ее в этом сочинении. Меня в частности поразило, с какой изумительной отчетливостью прозвучал у нее магический большой септаккорд в начале разработки - словно перспектива той самой страшной неизведанной области, которую узрел Эмпедокл. Будто это пейзаж за фигурой Джоконды.
Последующие прослушивания, правда, уже понравились меньше. Вообще, в последнее время меня несколько разочаровало это японское чудо (хотя на юбилейном концерте 27 января она играла, ИМХО, очень даже хорошо).
Юдина, конечно, вне конкурса. Как она умудряется это играть? Равно как и a-moll'ное Рондо. Непостижимо.

(Ответ кому-то и когда-то в LJ.)

Надо же как-то отметить ДР...
Слушал:
1)Квартет B, K.589; 2) "Милосердие Тита" (№№18-24), зап. И. Кертеса, 1967; 3) Концертные арии "Cosi dunque tradisci", K. 432, и "Per questa bella mano", K. 612.
Странно, что "Титус", по которому я так долго просто сходил с ума, почти не произвел впечатления. С квартетом и, особенно, с обеими концертными ариями был резонанс. От арии К. 612 я тащусь, не знаю даже почему, уже 4 года. И что в ней такого? Загадка.
Tags: Бергман, Горовиц, Моцарт, Моцарт_"Милосердие Тита", Моцарт_концертные арии, Моцарт_опера, Моцарт_струнный квартет, Моцарт_фортепианная музыка, Пушкин, Шопен, Эмпедокл, кино, философия
Subscribe

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 4)

    Пока есть время и фотоматериал подготовлен, хочу закончить мадридскую ретроспективу 2011 года. 22 июня была поездка в Толедо. А…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 3)

    20 июня (в понедельник) была поездка в Сеговию: И, стало быть, как мадридский, этот день не в счет. Третий день в Мадриде был 3) 21…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments