Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Сарагоса: интерьер кафедральной базилики Nuestra Señora del Pilar

Еще давно я обещал показать интерьер этой грандиозной базилики:

DSCN1745.JPG

Выполняю обещание, хотя и не полностью. То есть речь пойдет лишь о некоторых объектах интерьера.
Историю создания базилики, равно как и легенду о явлении Богоматери апостолу Иакову на берегу Эбро можно найти в русской википедии (очень мало), в испанской (весьма подробно), а также в английской (собственно о явлении Богоматери апостолу, проповедовавшему Евангелие в этом, тогда еще языческом, районе Испании, сокрушавшемуся от малого числа обращенных и увидевшем Мадонну на колонне, среди ангелов, что по преданию имело место 12 октября 40 г. н.э. ).

Показ интерьера базилики начну с ее, по-видимому, самого выдающегося произведения: ретабло главного алтаря.
Это ретабло из полихромного алебастра, покрытого древесной пылью, выполнено мастером Дамианом Форментом с 1515 по 1518 годы. Оно посвящено эпизодам жизни Богоматери.

DSCN1658.JPG
DSCN1659.JPG

В главной части мы видим три композиции: Успение (и Вознесение) Мадонны - в центре, Введение во храм (слева) и Рождество Марии (справа).

DSCN1669 (2).jpg

Композиции пределлы:

DSCN1670 (2).jpg

Слева направо: 1) Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, 2) Благовещенье, 3) Встреча Марии и Елизаветы, 4) Поклонение пастухов, 5) Поклонение волхвов, 6)Оплакивание Христа (Пьета) и 7) Воскресение.

Фрагмент крупнее:

DSCN1668 (2).jpg

Слева от изображений пределлы мы видим (в арке) Св. Иакова,

DSCN1670 (3).jpg

а справа Св. Браулио Сарагосского, епископа Сарагосы с 631 по 651 годы и канонизированного в 1809 г.

DSCN1668 (3).jpg

В целом, стиль ретабло характеризуется как готика с ощутимыми признаками Ренессанса.

Взгляд на алтарь издалека:

DSCN1682.JPG

И обратная перспектива:

DSCN1677.JPG
DSCN1660.JPG


Точно напротив главного алтаря находится главный орган базилики, но о нем позже.
Сейчас же приблизимся к святая святых всего храма: Святой Капелле Колонны (La Santa Capilla del Pilar).

DSCN1733.JPG
DSCN1738.JPG

Эта капелла, построенная по проекту Вентуры Родригеса (Ventura Rodriguez) с 1750 по 1765 год, является истинным шедевром испанского барокко. Именно тут находится главная реликвия базилики: небольшая статуэтка Мадонны на колонне (14 век). На снимках справа можно видеть белый усеченный конус, на котором и стоит изображение Пресвятой Девы. Я не мог сфотографировать это вблизи, так как в капелле сидело немало людей, сосредоточенно молившихся, и мне было неудобно приближаться к святыне, чтобы сфотографировать ее, тем более, что наше "вторжение" и праздный интерес встретили явное неодобрение некоторых из присутствующих.

DSCN1727 (2).jpg
DSCN1728.JPG
DSCN1730.JPG

Надо заметить, что образ Мадонны на Колонне можно видеть в разных церквях Испании, особенно тех, которые посвящены Св. Иакову. Об одной из таких церквей в Малаге я как-то писал. Она знаменита прежде всего тем, что в ней крестили Пабло Пикассо.

За капеллой под специальным стеклом находится фрагмент той колонны, на которой Иакову явилась Пресвятая Дева:

DSCN1714.JPG

Следует преклониться и поцеловать этот образ.

DSCN1715.JPG

Теперь посмотрим поближе на главный орган.

DSCN1680.JPG

Войти за решетку, которая сама по себе великолепна, и разглядеть хоры было нельзя.
Орган был построен мастером Гильермо де Лупе (Guillermo de Lupe) и его сыном Гаудиозо между 1595 и 1602 годами. Точнее, этот орган является реконструкцией более старого органа, построенного Мартином де Кордова в 1537 г. с целью превзойти инструмент в Кафедральном соборе Сан Сальвадор (La Seo).

DSCN1681.JPG
DSCN1683.JPG
DSCN1684.JPG
DSCN1685.JPG
DSCN1686.JPG

В базилике есть и другие органы, поменьше.

DSCN1731.JPG
DSCN1736.JPG

Теперь немного о живописных работах.
Конечно, самая знаменитая среди них - фресковая роспись одного из куполов, выполненная Гойей в 1780 г. Я показывал раньше этот купол, но покажу еще:

DSCN1671.JPG

Но покажу еще подготовительные эскизы в масле (к сожалению, фотографии неудачны):

DSCN1663.JPG
DSCN1664.JPG
(Купировать отражения в стекле было невозможно.)

Композиция Гойи носит название Царицы Мучеников (Regina Martirum). Но свободная, "неакадемическая" манера Гойи не пришлась по вкусу заказчикам (церковникам), и остальные купола и своды были расписаны шурином Гойи Франсиско Байеу и его братом Рамоном. Они же еще в 1772 году продолжили работу по росписям, начатую Антонио Гонсалесом Веласкесом в 1752 году.

Из других живописных работ мое внимание привлекла вот такая картина, изображающая встречу Марии и Елизаветы:

DSCN1690 (2).jpg
DSCN1690 (3).jpg
DSCN1690.JPG

Но узнать имя художника, а также время написания я не смог.
Несомненный интерес представляет капелла Св. Иоанна Крестителя.

DSCN1739.JPG
DSCN1739 (2).jpg

Образ святого выполнен в 1700 году и приписывается Грегорио де Меса. Большие картины на боковых стенах представляют "Пророчество Иоанна Крестителя на берегу Иордана" (справа) работы Пабло Феликса Рабиело и Санчеса и "Явление Мадонны" (слева), принадлежащее возможно Херонимо Лориери.

DSCN1740.JPG
DSCN1741.JPG

Правая картина видна плохо, но даже так можно заметить выразительную пластику рук.
В капелле также находится Распятие, называемое Santo Cristo del Pilar, выполненное в стиле андалусийского барокко в 17 веке.

Еще некоторые детали.
Пол:

DSCN1678.JPG

Дверь:

DSCN1743.JPG

И вот такой прекрасный рельеф:

DSCN1742.JPG

Но кто автор и время, я не знаю.
Выйдем.

DSCN1773.JPG
DSCN1774.JPG
DSCN1775.JPG

И напоследок посмотрим с моста через Эбро, но уже поздним вечером, когда стало темно:

DSCN2015.JPG



PS. Двухтысячная запись. Юбилей. :)
Tags: 2000, Гойя, ЖЖ, Испания, Малага, Пикассо, Сарагоса, публикации, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Сарагоса” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments