Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Ассоциативный беспредел

Когда я был активным членом форума "Классика" (лет 10 назад), один коллега дал некоторым моим записям такую характеристику: ассоциативный беспредел. Отчасти в упрек, отчасти в похвалу.
Ну что же: искусство, а музыка особенно, сильно развивает ассоциативные связи в мозгу (что не вредно и в занятиях наукой).
Да, я люблю всякие "далековатые сближения" (по выражению еще одного моего форумного друга).
Почему-то вчера я вспомнил об одной странной ассоциации - между Квартетом op. 28 Веберна и 13 квартетом Шостаковича, которая пришла мне неожиданно в голову примерно год назад. Переслушав веберновский квартет, написал заметку на блогспоте.
Всё это, конечно, крайне субъективно, но я осознал, кроме всего прочего, что понять Веберна можно только в кругу сложных ассоциаций с музыкой 20 века, даже не пытаясь как-то "объяснить" художественный образ. Например, однажды после очередного прослушивания Струнного трио op. 20 я протянул нитку к Лютославскому. Так, устанавливая связи чисто музыкального порядка, мне легче осмыслить этого чрезвычайно загадочного композитора. Еще раз убедился в правоте слов Берга о нем и брошенном им же замечании о непопулярности Моцарта.
Время у Веберна так сжато, что восьминутное сочинение кажется весьма длинным. Кстати, музыковеды отмечали нечто подобное и в 13 квартете Шостаковича. Как Джойс в "Улиссе" сделал в художественной литературе то, чего до него абсолютно не было ни у кого (это сказал не я, а С.С. Хоружий), а потом это расхватали разные "не чуждые авторства", полагая совсем нехитрым делом написать нечто в духе монолога Молли Блум ( сам я познакомился с такой техникой, читая в 22 года роман Н. Саррот "Золотые плоды", и тогда у меня ни о каком "Улиссе" даже речи не было), так и Веберн, по-видимому, создал в музыке нечто абсолютно беспрецедентное.
***
Сегодня дерево ассоциаций продолжало ветвиться. Упоминание, только упоминание без прослушивания, 13 квартета Шостаковича вернуло меня к 15-й симфонии, которую я долго не слушал, но вот она властно потребовала слушания. Поставил запись М. Шостаковича на виниле, первую запись симфонии. Я о ней писал (еще и здесь). Исполнение очень хорошее, лучше многих других.
Может показаться странным, что 13 квартет отослал меня к 15 симфонии: ведь она начинает нечто новое в музыке Шостаковича. Тем не менее, монолог виолончели в начале 2-й части заставляет вспомнить 14-ю симфонию ("Три лилии"), а в конце у контрабаса проходит почти цитата из "Трех лилий". Но ведь 13 квартет рассматривается как камерный "двойник" 14-й симфонии.
А третья часть... Да, это клезмеры.
***
Завтра же ровно 45 лет со дня премьеры 15-й! Как сейчас помню этот удивительный вечер. Но и давно же это было...
Tags: 20 век, blogspot, Берг, Веберн, Гайдн, Гайдн_квартеты, ДДШ_15-я, Джойс, Лютославский, Моцарт, Н. Саррот, Чичерин, Шенберг, Шостакович, Шостакович_квартеты, Шостакович_симфонии, в других сетях, литература, форум
Subscribe

Posts from This Journal “Веберн” Tag

  • Бетховен - 250

    Великая дата. Веберн предлагал сделать этот день всемирным праздником (какая гениальная наивность!). Соллертинский сетовал в свое время на явление…

  • Моцарт - Квартет №23 F-dur, К. 590

    Копипаст сообщения на блогспоте: =============================================================================================== Какое всё-таки…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Александр Вустин - "Sine Nomine" для оркестра (2000; дир. Ю. Николаевский)

    Впервые слушаю этого композитора, которым заинтересовался благодаря моему другу lana_ustinov. Перед оркестровой пьесой прослушал…

  • B-dur

    Так вышло, что вчера и сегодня я подряд слушал три вещи в одной и той же тональности B-dur: Трио op. 97 Бетховена (в исполнении Beaux Arts Trio,…

  • Из подвала (или С чердака)

    Стоит мне разозлиться и захотеть уйти отсюда наф совсем, как начинаю строчить. Черт знает что... Вот еще некоторые ссылки на старые записи в…

  • Палестрина

    Вдруг я впал в мессы Палестрины. Это прекрасное средство лечения от гайдно-моцартовского запоя, из которого я не могу вылезти уже почти полгода. Я…

  • Вагнер - "Зигфрид-идиллия"

    Прослушанная вчера ранняя идиллия Веберна "Im Sommerwind" (1904), еще совершенно "вагнеро-малеровская", заставила вспомнить "Зигфрид-идиллию"…

  • Веберн

    Удивительно: слушал, слушал; в свое время почти все из полного собрания на Дёйче Граммофоне прослушал, но, как говорится, просто принимал к сведению,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “Веберн” Tag

  • Бетховен - 250

    Великая дата. Веберн предлагал сделать этот день всемирным праздником (какая гениальная наивность!). Соллертинский сетовал в свое время на явление…

  • Моцарт - Квартет №23 F-dur, К. 590

    Копипаст сообщения на блогспоте: =============================================================================================== Какое всё-таки…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Александр Вустин - "Sine Nomine" для оркестра (2000; дир. Ю. Николаевский)

    Впервые слушаю этого композитора, которым заинтересовался благодаря моему другу lana_ustinov. Перед оркестровой пьесой прослушал…

  • B-dur

    Так вышло, что вчера и сегодня я подряд слушал три вещи в одной и той же тональности B-dur: Трио op. 97 Бетховена (в исполнении Beaux Arts Trio,…

  • Из подвала (или С чердака)

    Стоит мне разозлиться и захотеть уйти отсюда наф совсем, как начинаю строчить. Черт знает что... Вот еще некоторые ссылки на старые записи в…

  • Палестрина

    Вдруг я впал в мессы Палестрины. Это прекрасное средство лечения от гайдно-моцартовского запоя, из которого я не могу вылезти уже почти полгода. Я…

  • Вагнер - "Зигфрид-идиллия"

    Прослушанная вчера ранняя идиллия Веберна "Im Sommerwind" (1904), еще совершенно "вагнеро-малеровская", заставила вспомнить "Зигфрид-идиллию"…

  • Веберн

    Удивительно: слушал, слушал; в свое время почти все из полного собрания на Дёйче Граммофоне прослушал, но, как говорится, просто принимал к сведению,…