Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

И опять Cosi fan tutte

На днях видел сон: где-то на какой-то квартире (чуть ли это не квартира одного из моих детских школьных друзей) я в качестве певца (sic!) и кто-то еще (кто, я не вижу), - мы репетируем квинтет №6 ("первый прощальный квинтет", как его называет Чичерин) из Cosi fan tutte. Репетируем увлеченно, упиваясь гениальной и загадочной музыкой. Да я еще объясняю своим товарищам значение слов: "Il destin cosi defrauda". Проснулся и проиграл в уме весь квинтет.
Потом пришлось слушать. Вчера до №12 (первой арии Деспины), а сегодня до конца (хотя поначалу думал только первое действие дослушать).
Запись О. Клемперера 1971 г., о которой я подробно писал раньше. Надо признать, что великий старец делает нечто невероятное. Опера под его управлением предстает как абсолютно грандиозное создание, особенно второй финал. Оркестр этой записи недосягаем.
А знаменитый канон второго финала - ведь это музыкальный эквивалент второго названия оперы - "Школа влюбленных" ("La scuola degli amanti"). Канон - это школа ("ученый стиль", как называет это Альфред Эйнштейн; вспомним сцену из "Игры в бисер" Гессе, где учитель и ученик за роялем разыгрывают канон), а влюбленность символизируется самой мелодикой, характерной для любовной итальянской арии, но не для полифонических сочинений, на что справедливо указывают П. Луцкер и И. Сусидко в своей монографии:
«…молитвенное Larghetto из финала II акта, решенное в виде трехголосного бесконечного канона с четвертым свободным голосом. Мелодические контуры пропосты, да и обеих риспост менее всего напоминают традиционные ученые полифонические темы, они близки гибкой и изящной итальянской кантилене, совершенно неожиданной в столь изощренной полифонической форме» (с. 537).
Вот где Моцарт окончательно снял (в гегелевском смысле) баховскую полифонию, в свое время его заворожившую.
В Рондо Фьордилиджи, блистательно спетом Маргарет Прайс, дирижер очень тонко и отчетливо дает почувствовать особую роль валторн в ансамбле концертирующих духовых. И где уши тех, кто этого не слышит? (Как сурово выговаривала мне давным-давно одна ученая дама, отрицавшая эту самую особую роль и заставлявшая меня высчитывать по тактам, сколько играют валторны, а сколько другие духовые; кстати, и тактовая арифметика дает перевес в пользу валторн.)
Но всё же многое здесь недоступно для одного лишь слухового восприятия. Тот свет, что внезапно зажигается при переходе из As-dur'а канона в E-dur следующей сцены (оглашение контракта), не производит даже в самой лучшей записи того впечатления, как когда сам играешь. Вертикаль вообще часто ускользает от слуха. Например, столкновение ля и соль-диез в самом начале первого дуэта девушек (№4), увеличенные трезучия в сцене мнимого отравления (и вообще все очень резкие диссонансы в этой сцене, когда сама гармония будто пропитывается ядом).
Одно дополнительное замечание.
Tags: blogspot, Альфред Эйнштейн, Бах, Гегель, Гессе, Глюк, Клемперер, Луцкер_и_Сусидко, Моцарт, Моцарт_"Cosi fan tutte", Моцарт_опера, Сальери, Чичерин, в других сетях, дирижеры, загрузки, сны, философия
Subscribe

  • Моцарт - Струнный квинтет D-dur, K. 593

    Какой странный, "пуантилистический", облик партитуры в начале разработки 1-й части: Ткань разорвана паузами. Может, Глен Гульд тоже похвалил бы…

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Моцарт - Струнный квинтет D-dur, K. 593

    Какой странный, "пуантилистический", облик партитуры в начале разработки 1-й части: Ткань разорвана паузами. Может, Глен Гульд тоже похвалил бы…

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…