Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Музыка

Ну что: поговорить разве о музыке во время вакаций?
В этот раз ее было не так уж много, да и всё вполне банально.
Начался музыкальный год с вальсов И. Штрауса-сына, которые я очень люблю. Бытовая музыка, т.с. "лёгкий жанр", но какой оркестр! Он позволяет считать эти вещи явлением подлинного симфонизма. Конечно, это не Брукнер. И даже не Брамс. И слава Богу. Великие дирижеры не гнушаются эти вальсы исполнять.
Было несколько кларнетных концертов К. Стамица, совершенно превосходных. Слушаешь и думаешь: ну чем тебе не Моцарт? Если не знать хорошо Моцарта, вполне можно принять за него. Но вспоминая кларнетный концерт Вольфганга Амадея, понимаешь, что это нечто совсем другое. Нечто из иного мира.
Был "Щелкунчик" (в подлиннике, только музыка в аудиозаписи), которого я давно не слушал. Он произвел должное впечатление, но больше увлекла Третья симфония. В ней, между прочим, немало балетного. Балетность симфоний П.И. сердила его серьезного и преданного ученика С.И. Танеева.
С большим удовольствием прослушал Седьмую симфонию Прокофьева. Я люблю ее с детства. Она и есть, в каком-то смысле, музыка для детей (и юношества), хотя в конце у меня перед глазами появляется не совсем детский образ успокаивающегося после волнения моря. Выходишь на пустой берег и смотришь вдаль. Море серое, северное.
И я подумал, сколь различны последние симфонии Прокофьева и Шостаковича. Шостакович написал нечто абсолютно страшное, но что не сразу понимаешь, а только "земную жизнь пройдя до половины", а то и уйдя "гораздо дале". И критики как раз после первого исполнения пытались трактовать ее в духе Седьмой Прокофьева: мудрая просветленность с оттенком печали и т.д. и т.п.
Из русской музыки был еще Стравинский с Симфонией en Ut. Сколько я ее ни слушаю, никак не могу в толк взять. Странное сочинение. Видимо, прав был Шнитке, когда писал, что это как бы симфония-призрак, квази-симфония, суррогат симфонии, но именно так было задумано: вывернуть наизнанку идею классической симфонии.
Моцарт появился только на шестой день Нового года: Юдина сыграла Adagio h-moll (K. 540) и сонату F-dur с двойным кёхелем (533+494). То, как она играет эту сонату, совершенно непостижимо. При очень быстром темпе в первой части абсолютное легато, пение, как на струнном инструменте.
Из Моцарта в уши запросился почему-то квартет B-dur (K. 458), т.н. "Охотничий". Слушал аутентичный The Salomon Quartet, выполняющий тут все репризы. Сегодня еще были два клавирных трио: G-dur (K. 564) и C-dur (K. 548) с Beaux Arts Trio.
Была последняя соната Шуберта (С. Рихтер), последняя соната Гайдна и его же f-moll'ные вариации (J. McCabe), все баллады Шопена (Ю. Индич).
И сегодня - блистательная Восьмая симфония Бетховена (Р. Шайи).
Вот такой отчет.
Tags: Бетховен, Бетховен_симфонии, Брамс, Брукнер, Гайдн, Гайдн_клавирные сонаты, ДДШ_15-я, И. Штраус, К. Стамиц, М. Юдина, Моцарт, Моцарт_инструментальный концерт, Моцарт_струнный квартет, Моцарт_фортепианное трио, Прокофьев, Стравинский, Танеев, Чайковский, Чайковский_балет, Шнитке, Шопен, Шостакович, Шостакович_симфонии, Шуберт, пианисты
Subscribe

  • Р. Щедрин

    Прочитал (отчасти перечитал) мемуары М. Плисецкой («Я, Майя Плисецкая»). Там есть глава, посвященная Родиону Щедрину («Хочу справедливости»). Мне…

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • Шостакович - 115

    Этот день, 25 сентября, стараюсь всегда отмечать здесь. А в этом сентябре я как-то гораздо больше, чем обычно в последнее время, слушал Шостаковича.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments