Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

225

Надо же! Я совсем забыл, что в понедельник исполнилось 225 лет со дня смерти Моцарта. Просто из головы вылелетело. А ведь собирался как-то отметить тут этот день. Впрочем, при моей рабочей нагрузке это понятно.
Ну вот сегодня с опозданием отметил, включив Реквием в аутентичном исполнении К. Хогвуда (лондонская запись сентября 1983 г.) в версии Р. Маундера (C.R.F. Maunder), убравшего из партитуры Sanctus и Benedictus как целиком написанные Зюсмайром и реконструировавшего фугу Amen, звучащую после Lacrimosa.
Сошлюсь тут на замечательную публикацию моего друга cleofide "Темная личность", в которой высказаны очень интересные соображения по поводу обстановки, в которой Моцарт сочинял Реквием.
Еще сошлюсь на мою старую запись, посвященную фильму Пазолини "Теорема", в которой постоянно за кадром звучит моцартовский Реквием, и я не знаю никакой другой кинокартины, где эта "фоновая" музыка производит столь сильное впечатление.
В молодости я был как-то просто потрясен исполнением Ю. Домаркаса, о чем тогда написал в дневнике:



Большой зал. Реквием Моцарта. Я думал, что услышу «Плач доктора Фаустуса», но все оказалось гораздо богаче и сложнее.
Дирижировал литовец Ю. Домаркас. Он сделал антракт между Lacrimosa и Domine Jesu, и вторая часть, обычно исполняемая дирижерами кисло, прозвучала с изумительной мощью, которая нарастала к концу.
Эта вторая половина потрясла меня – удивительное, насыщеннейшее просветление, торжество Бога. Хор пел так грандиозно, что мне показалось, что я слышу «Парсифаля»!
Это просветление гетевское, «огненная смерть», подъем в страну Снегов. «Но не дано им было достичь струй Океана прекрасных!» – это жизнь, становление, а в Domine и Hostias, кажется, Океан перед нами, Смерть – уничтожение в его струях. Что-то совершенно невероятное, даже у Моцарта! Последняя свобода музыкального движения и полифония, странные перемены движения. Хочется залезть в ноты, но тогда пропадет первозданная свежесть моего впечатления.
В Реквиеме происходит такая же трансформация, как в «Дон-Жуане», а именно: от мольбы грешника, к которому пришел Сатана, к дионисийской литургии.
Была иллюзия, что заключительный хор прозвучал неистовей, чем в Kyrie; я подумал: есть нечто близкое финалу 3 действия «Фауста», когда хор поет о гибели Эвфориона, провожая его в царство мертвых.
24 января 1974 г.


Quantus tremor est futurus...

Воистину.
Tags: notes, Вагнер, Гете, ЖЖ, Моцарт, Моцарт_мессы, Моцарт_сочинения для органа, Пазолини, Стравинский, Т. Манн, даты, друзья, кино, концерты
Subscribe

Posts from This Journal “Моцарт_сочинения для органа” Tag

  • Сцепления в музыке

    Понятно, почему ХТК "вызвал" моцартовскую фугу до минор для двух клавиров К. 426. Моцарт блестяще справляется с техническим упражнением, которое ему…

  • Прадо (возвращение)

    С ума можно сойти от этого Прадо, даже, пожалуй, еще больше, чем от Лувра. Я уже писал летом 11-го года о своем первом впечатлении об этом музее.…

  • Моцарт после Шостаковича

    Если Моцарт и Гендель превосходно уживаются, как отметила многочтимая cleofide, то совместить Моцарта с Шостаковичем гораздо труднее. Я…

  • Бетховен и Моцарт

    Как-то я в юности написал в дневнике, что слушаю то Моцарта, то Бетховена и испытываю огромную радость от того, что есть и тот и другой. Последние…

  • "Под Моцарта"

    - Ну как нынче, — спросила Катерина Вадимовна, — подо что будем мыть посуду? Под Баха или под Бетховена? — Под Моцарта. — Что именно из Моцарта?…

  • Органные фантазии Моцарта

    Я думаю, что в пьесах для Orgelwalze Моцарт применил своего рода шифрование, "сжатие информации", что вообще для него характерно. Грандиозная музыка,…

  • День музыки

    Вот мой сегодняшний музыкальный день: Он начался моцартовской Мессой c-moll (KV 139/47a), после которой последовала органная фантазия фа минор, К.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments