Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Моцарт - Струнный квартет №19 C-dur, "Диссонантный", К. 465

На днях прослушал несколько записей этого квартета, о чем написал на блогспоте, а также добавил несколько комментариев к одной своей старой записи.
В частности, в последнем комментарии там есть ссылка на страницу classic-online, где мне впервые удалось найти исполнение, в котором выполнены все повторения в сонатной форме (Лейпцигский струнный квартет). Тогда квартет звучит почти 36 минут - масштаб полноценной симфонии.
Но что интересно: из всех известных мне записей только в трех случаях отчетливо сыграна последняя нота (унисон второй скрипки и альта), звучащая после тонического трезвучия, которым обычно должно завершать такое произведение, этакое маленькое неканоническое хулиганство. Три исполнения - это "Хаген" (они вообще честнее всех относятся к тексту, но вот почему-то тускло играют медленное вступление), "Джульярд" и Пражский квартет. Не знаю, впрочем, на чьей совести глотание этой ноты: то ли на самих исполнителях, то ли на безграмотном звукорежиссере. Но ляп вопиющий.
***
Приведу тут большую цитату из монографии П. Луцкера и И. Сусидко "Моцарт и его время", резюме по поводу шести квартетов, посвященных Гайдну:
"Совершенно ясно, что в "Гайдновских" квартетах Моцарт перешел грань, нарушил "меру", жанровую норму, которой десятилетиями раньше с таким успехом следовал. И дело даже не в том, что его квартеты предназначены знатокам, а не любителям. Важно другое - Моцарт поставил под сомнение главную функцию квартета как жанра, предназначенного для совместного камерного музицирования. Не случайно, наверное, этот опус отнюдь не сразу был понят очень многими любителями, которых отпугнула его новизна*. В наибольшей степени это относится, конечно, к C-dur'ному "Диссонантному" квартету KV 465, особенно его медленному вступлению. Хорошо известен случай, рассказанный Констанцей уже после смерти Моцарта:

Эти квартеты имели разную судьбу в разных странах. Когда ныне покойный Артариа отослал их в Италию, ему их вернули назад, полагая, что "при гравировке для печати было сделано слишком много ошибок [...]. Впрочем, и в Германии то тут, то там это сочинение Моцарта встречали не лучше. Покойный князь Грассалкович, например, распорядился однажды, чтобы музыканты его капеллы разучили и сыграли ему эти квартеты. Слушая, он время от времени вскрикивал: "Вы играете фальшиво", и когда его убедили в обратном, взял ноты и порвал их прямо на месте.**

Сложности испытывали, однако, не только дилетанты. Современник Моцарта Джакомо Готифредо Феррари в книге воспоминаний пересказал впечатления Паизиелло, который посетил Вену в 1784 году, встречался с Моцартом, слышал его музыку. В 1785-м он вернулся в Неаполь и партии моцартовских квартетов получил по почте:

Я попытался сыграть их с моими друзьями - дилетантами и профессорами, но нам удалось исполнить только медленные части, и даже их плохо. Я свел в партитуру некоторые части, в том числе фугу in G из первого квартета. Потом показал ее прославленному композитору Гаэтано Латилле, который посмотрев на первую часть, сказал, что это совершенное произведение, но когда начал изучать искусные комбинации и модуляции второй части и дошел до тактов, где начинается реприза, то бросил страницы на стол и воскликнул в экстазе: "Это самое великолепное музыкальное произведение, которое я когда-нибудь видел в моей жизни!"***

Колоритный рассказ примечателен не только из-за восторженной реакции Латиллы. Еще более существенно, что Паизиелло с друзьями, среди которых были консерваторские профессора, не справился с исполнением моцартовской партитуры, пытаясь одолеть ее "с листа". Посвященные Гайдну квартеты стали, по-видимому, первым циклом, который определил новый статус жанра, практически полностью утратившего свою прикладную функцию и связь с культурой любительского домашнего музицирования. Они существенно превысили уровень сложности, типичный для ансамблевой музыки своей эпохи, и на долгое время остались островком в море более доступных и привычных произведений".
(С. 430-431.)
__________________________________________________
* Robins Landon H.C. Mozart. The golden years. P. 144.
** Несколько анекдотов из жизни Моцарта, поведенных нам его вдовой// Моцарт. Истории и анекдоты, рассказанные его современниками. С. 128.
***Цит. по Robins Landon H.C. Mozart. The golden years. P. 140.

***
Это существенно для понимания отношения Моцарта к 18 веку и, мягко говоря, ставит под сомнение встречающуюся иногда точку зрения, согласно которой Моцарт ни чем не отличается от своих современников, но только почему-то сильнее "раскручен".
А в отзыве Латиллы речь идет, видимо, о разделах финала квартета G-dur, K. 387.
Tags: 18 век, blogspot, classic-online, youtube, Аберт, Бах, Бодлер, Латилла, Луцкер_и_Сусидко, Моцарт, Моцарт_струнный квартет, Паизиелло, в других сетях
Subscribe

  • Моцарт - Струнный квинтет D-dur, K. 593

    Какой странный, "пуантилистический", облик партитуры в начале разработки 1-й части: Ткань разорвана паузами. Может, Глен Гульд тоже похвалил бы…

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Моцарт - Струнный квинтет D-dur, K. 593

    Какой странный, "пуантилистический", облик партитуры в начале разработки 1-й части: Ткань разорвана паузами. Может, Глен Гульд тоже похвалил бы…

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…