Вот переслушал на этих днях 76 опус Гайдна и в очередной раз поразился. Начал с d-moll'ного квартета (в ушах зазвучал вдруг Менуэт из него), прослушал даже дважды - так он меня захватил. А вот, например, B-dur'ный квартет. Когда он начинается, можно подумать, что это медленное вступление к сонатному Allegro. Но нет, это само Allegro, предвосхищающее в сильнейшей степени бетховенский парадокс "медленного быстрого". А Es-dur'ный квартет, последний в цикле! Абсолютный шедевр. Может быть, самый монументальный из всего опуса 76. Его первая часть - вариации с превосходной фугой, "Фантазия" - 2-я часть, монументальный финал в характере жиги, напоминающий финалы моцартовских квартета К. 590 и квинтета К. 593.
Как-то наш достопочтенный критик А. Оссовский сетовал: зачем в концертах Русского Музыкального Общества исполняют квартеты Гайдна и Моцарта, эти "безнадежно устаревшие" сочинения? Их давно пора положить на полку и предать забвению.
К гайдновским квартетам, прослушанным в исполнении превосходного Aeolian Quartet, добавился вчера моцартовский К. 387, один из моих любимых. Только вот от Итальянского квартета хотелось бы большей грации и блеска, а также лукавства, в заключительной партии финала. Музыка словно бы вырывается из тисков напряженной полифонии.
Из Бетховена слушал (по возвращении из Флоренции) 3-ю и 4-ю сонаты в исполнении С. Рихтера. Никто не играет эти сонаты лучше.
***
Моцарт сказал Кожелуху, который интриговал и пытался поссорить Моцарта с Гайдном: "Сударь! Даже если нас с вами сплавить воедино, то из этого далеко не получится Гайдна". Моцарт тут, может быть, поскромничал, но он прав тем не менее: Кожелух утянет на дно даже Моцарта, если предположить этот немыслимый сплав.