Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Ахматова

Одно из самых сильных стихотворений Ахматовой, "В том доме было очень страшно жить", вошедшее в состав "Северных элегий" как №3, навеяно, по признанию самого автора, рассказом Мопассана "Орля".
Действительно, в тексте много аллюзий к Мопассану, не только "капельки вина и крошки хлеба", но и это:
В то время как мы за полночь старались
Не видеть, что творится в зазеркалье

Ведь одна из кульминаций рассказа Мопассана - эпизод, когда герой не видит своего отражения в зеркале, так как между ним и зеркалом стоит - невидимый - Орля. Человек теряет отражение, как у Шамиссо - тень.
В вариантах связь с "Орля" еще сильнее, и призраки куда более вещественны:
И оставляла на тарелке крошки
Для тех, кто ночью тяжело ступал,
Кто тайно трогал клавиши рояля,
Кто отражался в наших зеркалах.
И ты молил меня: - Не вызывай
Того, кого сама прогнать не сможешь.

Здесь заимствован мотив страшной власти Орля над человеком.

Но меня не оставляет и другая ассоциация: с "Вечным мужем" Достоевского (я ничего не читал об этом).
Ахматова:
Под чьими тяжеленными шагами
Стонали темной лестницы ступеньки,
Как о пощаде жалостно моля.
И говорил ты, странно улыбаясь:
"Кого они по лестнице несут?"

Достоевский:
"Эти люди что-то с собой несли, что-то большое и тяжелое; слышно было, как тяжело отдавались шаги носильщиков по ступенькам лестницы и торопливо перекликались их запыхавшиеся голоса. В комнате все закричали: "Несут, несут!", все глаза засверкали и устремились на Вельчанинова; все, грозя и торжествуя, указывали ему на лестницу".
(гл. XV, выделено мной).
Интересно (но это уже, скорее всего, случайное совпадение) сон снится Вельчанинову перед тем, как Трусоцкий, нагнувшись над ним спящим, хочет зарезать его бритвой. А герою Мопассана чудится, что Орля во сне вскакивает на него и пьет из него кровь.
Впрочем, и идея повести Достоевского - проникновение чужого в меня, подчинение меня его власти.

Музыкальная ассоциация: Второй виолончельный концерт Шостаковича, кульминация первой части, перед каденцией с ударами большого барабана, когда будто кто-то хочет вломиться в дверь, а перед этим у низких струнных тяжелое фантасмагорическое шествие.

Vast forms that moves fantastically
To a discordant melody...
Tags: Ахматова, ДДШ_126, Достоевский, Мериме, Мопассан, Шостакович, Эдгар По, литература
Subscribe

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 5)

    Надо заканчивать венецианскую ретроспективу. Оставшиеся 4 дня хочу уложить в один пост. О них много и подробно написано раньше. Так что финальчик…

  • Неожиданная ассоциация

    Слушаю h-moll'ную сонату Шопена (в исп. Л.-У. Андснеса) и в начале Largo вдруг всплыли в памяти стихи: И упало каменное слово На мою еще живую…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 5)

    Надо заканчивать венецианскую ретроспективу. Оставшиеся 4 дня хочу уложить в один пост. О них много и подробно написано раньше. Так что финальчик…

  • Неожиданная ассоциация

    Слушаю h-moll'ную сонату Шопена (в исп. Л.-У. Андснеса) и в начале Largo вдруг всплыли в памяти стихи: И упало каменное слово На мою еще живую…

  • Моцарт и Веберн

    Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало…