Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Моцарт - Клавирный концерт C-dur K. 503, №25

Стоит начать слушать какой-нибудь моцартовский концерт, как возникает желание прослушать несколько исполнений. Это не удивительно: лучшие сочинения Моцарта настолько многогранны, что как правило не удается ограничиться каким-то одним исполнением.
На этих днях 25-й концерт я слушал в трех интерпретациях: Р. Серкин и К. Аббадо, М. Билсон и Дж. Э. Гардинер, С. Рихтер и Ю. Башмет.
Первая запись, которая в свое время произвела на меня очень сильное впечатление, сейчас порадовала меньше. В первой части мне не хватало темпа (у них она идет 17 минут!), а пианист был как-то уж очень нежен. Но в целом хорошо, вторая часть и финал прекрасно сыграны.
Аутентисты (Билсон и Гардинер) в общем-то весьма хороши, но мне мешала "отсебятина" солиста, особенно во второй части и особенно в ее кульминации. Строгая и величественная красота этого фрагмента не нуждается, на мой взгляд, ни в каких виньетках. Аргумент, что так полагалось делать во времена Моцарта, меня не убеждает (хотя, вероятно, так и обстояли дела). Возможно, если бы импровизировал автор, то это, скорее всего, было бы захватывающе. Но к сожалению, мы лишены возможности это услышать.
А Рихтер есть Рихтер: он побивает обоих солистов в вышеупомянутых исполнениях в своей мощной и кристально чистой игре. Кстати, он не только не делает никаких "самозваных" украшений, но фактически не играет каденции в первой части, ограничиваясь аккордом с трелью (решение, конечно, спорное). Оркестр под управлением Ю. Башмета вполне приемлем, хотя полифония прослушивается не всегда четко. Может быть, это особенность наших оркестров (о которой писал еще давно Стравинский, комментируя записи "Весны"; правда, язвительный старец отметил, что этот недостаток с лихвой компенсируется тем, что запись живая, и эффект присутствия создается возможностью услышать "оглушительное прочищение носов и глоток" перед началом исполнения); может быть, это просто качество записи. Но замечу в скобках, что я сам обращал внимание на гораздо более ясное слышание полифонии у лучших западных оркестров по сравнению с нашими (тоже лучшими). Например, фугато в финале Третьей симфонии Чайковского у Караяна и Маазеля звучит гораздо отчетливее, чем у Светланова.
Если же вернуться к моцартовскому концерту, то оркестр лучший у Аббадо. В этом у меня нет никаких сомнений. Вот бы объединить Рихтера с Аббадо!
PS. Каким оркестром дирижирует Башмет, я не могу сказать. В пиратской мп3-записи нет информации, в дневниках Рихтера он сам отмечает эту запись как удачную, там же и оркестр указан. Но рыться в книге лень.
Tags: Аббадо, Бах, Брукнер, Гайдн, Гайдн_симфонии, Моцарт, Моцарт_фортепианный концерт, Мравинский, Рихтер, Рождественский, Стравинский, Т. Манн, Чайковский, Шостакович, Шостакович_симфонии, аутентизм, дирижеры, концерты, мемории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments