Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Music:

Пастернак, Шопен, Моцарт

В статье Б. Пастернака о Шопене (1945) читаем:


"Главным средством выражения, языком, которым у Шопена изложено все, что он хотел сказать, была его мелодия, наиболее неподдельная и могущественная из всех, какие мы знаем. Это не короткий, куплетно возвращающийся мелодический мотив, не повторение оперной арии, без конца выделывающей голосом одно и то же, это поступательно развивающаяся мысль, подобная ходу приковывающей повести или содержанию исторически важного сообщения. Она могущественна не только в смысле своего действия на нас. Могущественна она и в том смысле, что черты ее деспотизма испытал Шопен на себе самом, следуя в ее гармонизации и отделке за всеми тонкостями и изворотами этого требовательного и покоряющего образования.

Например, тема третьего, E-dur-ного этюда доставила бы автору славу лучших песенных собраний Шумана и при более общих и умеренных разрешениях. Но нет! Для Шопена эта мелодия была представительницей действительности, за ней стоял какой-то реальный образ или случай (однажды, когда его любимый ученик играл эту вещь, Шопен поднял кверху сжатые руки с восклицанием: "О, моя родина!"), и вот, умножая до изнеможения проходящие и модуляции, приходилось до последнего полутона перебирать секунды и терции среднего голоса, чтобы остаться верным всем журчаньям и переливам этой подмывающей темы, этого прообраза, чтобы не уклониться от правды".


Мне нелегко понять выраженную тут музыкально-теоретическую мысль, но я думаю, что речь идет, в частности, о том, что прекрасная мелодия E-dur'ного этюда исчезает в исчерчивающих всё пространство хроматизмах среднего раздела, чтобы потом вновь восстать в репризе.
Нечто подобное можно услышать у Моцарта в финале концерта C-dur K. 503 (№25). После патетических возгласов клавира вдруг возникает мелодия несказанной красоты. Сперва у клавира, а позже у деревянных духовых (гобой, потом флейта). Даже у Моцарта она единственная в своем роде. Это именно та могущественная мелодия, о которой пишет Пастернак. И в конце этого эпизода финального Рондо тоже, как потом у Шопена, мелодия рассеивается, поглощается хроматизмами (место, кстати, почти процитированное Григом в его концерте; может быть, невольно). Но тут она больше не появляется, а звучит "простонародная" тема рефрена. Вдруг открывается какая-то совершенно необыкновенная перспектива, но исчезает как мираж.

Миг еще - и нет волшебной сказки,
И душа опять полна возможным.
Tags: blogspot, Григ, Моцарт, Моцарт_фортепианный концерт, Пастернак, Фет, Шопен, работа
Subscribe

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 4)

    Пока есть время и фотоматериал подготовлен, хочу закончить мадридскую ретроспективу 2011 года. 22 июня была поездка в Толедо. А…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 3)

    20 июня (в понедельник) была поездка в Сеговию: И, стало быть, как мадридский, этот день не в счет. Третий день в Мадриде был 3) 21…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments