Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Music:

Римские каникулы (окончание)

Вот, наконец, краткий отчет о четырех последних днях.
29 января, четверг. Рано утром (в 7.30) уезжаем из Флоренции. По дороге в Рим делаем две остановки: в местечке Лучиньяно (для дегустации вин), которое гид сперва называет деревней. На деревню, правда, это совсем не похоже: это небольшой городок на возвышенности, сплошь каменный, с узкими улочками и тесно прилепленными друг к другу домами; вторая остановка дает сверх всякой программы одно из сильнейших (и неожиданных) впечатлений всего нашего путешествия - это расположенный на скале город Орвьето (Orvieto) с изумительным кафедральным собором. Слов не хватает у меня, чтобы описать впечатление. Могу только сказать, что ничего подобного я до сих пор не видел. В город нужно подниматься на эскалаторе (в несколько пролетов). После посещения кафедрального собора мы около часа (а то и больше) просто гуляем по улицам Орвьето, находясь точно в сказке. Здесь усиливается главное впечатление нашего journey: выбитость из ощущения сезона и ритма недели, т.е., в какой-то мере из времени. Хотя время напоминает о себе даже в этом замкнутом мире: кончаются занятия в школах, и улицы заполняются детьми, идущими из школ домой.
Около 4 часов дня приезжаем в Рим, поселяемся в отеле (более удобном и просторном номере, чем в первый раз), немного отдыхаем и идем гулять по вечернему Риму. Мы хотим разведать путь до базилики S. Pietro in Vincoli, где находится "Моисей" Микельанджело. Это сравнительно недалеко от нас (а мы опять живем возле Termini, даже ближе, чем в первый раз): нужно идти по via Cavour по направлению к Колизею и, пройдя станцию метро Cavour, подняться по крутым лестницам на террасу, где и находится упомянутая базилика. Она, конечно, уже закрыта (поздний вечер), но мы читаем расписание, намечая визит в нее на послезавтра (ибо завтра, 30-го, решили все же съездить в Неаполь и Помпеи). Поблуждав вокруг S. Pietro in Vincoli, выпив чаю в какой-то забегаловке, мы движемся уже по террасе дальше, находясь над улицей Кавур, и вдруг видим опять Colosseo вместе с аркой Константина! Но мы уже не идем к нему, а возвращаемся тем же путем домой, по дороге останавливаясь у церкви Santa Maria Maggiore, кстати, первой достопримечательности, на которую наше внимание обратили еще тогда, когда мы ехали из аэропорта. Церковь изумительной красоты, особенно, ее фасад с арками и мозаикой.
30 января, пятница. Поездка в Неаполь и Помпеи. Конечно, нескольких часов мало, чтобы испытать полное впечатление. Но все же увидеть Неаполитанский залив и Везувий, побродить по Помпеям - дорогого стоит. На том самом месте, которое Брюллов, как полагают, изобразил в своей картине, мирно спит собака. Вообще собак там множество, и они ходят за туристами в надежде получить что-нибудь.
На самом склоне Везувия живут люди, хотя вулкан может взорваться в любой момент, и тогда мало не покажется: может погибнуть весь Неаполь. "Мы - сумасшедшие", - шутят неаполитанцы.
После экскурсии по Помпеям с гидом Иваном, неаполитацем, неплохо говорящем по-русски, живым, даже озорным, и остроумным, мы обедаем (весьма неплохо - за 13 евро с носа) и едем уже в сам Неаполь. Его мы видим, так сказать, по касательной, ненадолго заглядывая в бандитский испанский квартал, созерцая один из королевских дворцов и церковь напротив, чем-то похожую на Казанский собор в Петербурге (но куда менее изящную), видя театр Сан-Карло, в котором в этот вечер идет "Питер Граймс" Бриттена (нет, чтобы "Корнация Поппеи" или что-нибудь из А. Скарлатти!).
Последнее впечатление от Неаполя: недалеко от форта (забыл, как он называется), похожего на замок Иф, на огромной куче тряпья возлежит нищий, держа в руках мобильный телефон.
31 января, суббота. Последний полный день в Риме. Сначала идем смотреть "Моисея". Потом доезжаем на метро до станции Оттавиано, откуда близко до музеев Ватикана. И там мы проводим уже часов пять. Самое мое сильное впечталение, даже более сильное, чем "Страшный суд" - "Афинская школа" Рафаэля, в которую я уже давно влюблен по репродукциям. Мы осматриваем и Пинакотеку, где находится триптих Рафаэля с центральной частью "Преображение господне", а также "Св. Иероним" Леонардо. Сильная вещь - "Снятие с креста" Караваджо. Воздетые руки кажутся крыльями чудовищной птицы.
Опять спускаемся в собор Св. Петра, где застаем часть мессы (но служит ее, разумеется, не Папа).
После Ватикана, в одном из дворов которого мы видели великолепного черного кота, у нас остаются силы только на небольшую прогулку по вечернему Риму, но и она доставляет нам несколько сильных впечатлений. Мы опять входим в старый город, двигаясь по Corso Vittorio Emanuele, ответвляясь на боковые улочки, заходя в церкви, попадаем на площадь Навона, видим уже сами (не из машины) памятник Метастазио, и так доходим вновь до Капитолийского холма, взбираемся на него (вспоминая "Ностальгию" Тарковского), заходим за Сенатский дворец и попадаем на некую смотровую площадку, откуда открывается вид на развалины античного форума. Эти древнеримские развалины ночью производят мистическое впечатление. Слава Богу, что никто не догадался их подсвечивать, на них попадает только рассеянный свет городских улиц, и чудится, что там живут тени древних (вспомнаем Феллини - "Рим" и "Сатирикон"). Ниша одной из триумфальных арок, находящейся у развалин храма Сатурна вместе с круглым углублением над ней и впрямь кажется тенью некого гиганта.
После мистического представления а ля Феллини мы уже знакомой дорогой идем к Колизею, садимся на метро и возвращаемся домой.
1 февраля, воскресенье. Последний день, увы! А хочется остаться тут надолго...

Италия, осталась прежней ты,
Искусством и Природою любима.
Земной эдем, обитель красоты,
Где сорняки прекрасны, как цветы,
Где благодатны, как сады, пустыни.
В самом паденье - дивный край мечты,
Где безупречность форм в любой руине,
Бессмертной прелестью пленяет мир доныне.


Мы составляем план: посетить церкви, самые большие в Риме после Сан Пьетро: Сан Джованни Латерано, Сан Джованни и Паоло, потом пройти к Колизею и посетить еще некоторые места в старом Риме. Едем на метро к Сан Джованни, входим в собор и попадаем на воскресную мессу, певчие поют что-то, напоминающее мессы 18 века, после чего выходят священники во главе с с престарелым епископом (в шапочке, неужели это был кардинал?). Он надреснутым голосом что-то говорит, и певчие опять поют уже что-то более архаическое, в стиле грегорианского хорала. Времени дождаться конца службы у нас нет (в 17.00 уже нужно ехать в аэропорт, а план напряженный), мы выходим, по дороге листая русский путеводитель по Риму, купленный накануне в Ватикане, обнаруживаем репродукцию "Юдифи" Караваджо, картины, занимающей меня уже давно своим жестоким натурализмом и восхитительным мастерством, которое преображает ужасное в прекрасное. Нельзя уехать из Рима, не повидав этой картины! Мы тут же меняем наш план, по карте определяем, как туда добраться и на метро едем до станции Барберини, идем на улицу Четырех Фонтанов, где в Палаццо Барберини располагается Галерея старой живописи. Кроме Караваджо наше внимание привлекают еще "Форнарина" Рафаэля, а также две картины Гольбейна: портреты Генриха VIII (Английского) и Томаса Мора.
После Барберини мы едем на Piazza del Popolo, от нее идем (по Корсо) к площади Испании, а потом, высмотрев в том же путеводителе храм Фортуны на площади Уст Истины (piazza Bocca della Verita), едем к нему (опять на метро) до станции Circo Massimo, идем вдоль цирка к упомянутой площади, где кроме храма Фортуны (реставрируемого) находится еще античная ротонда и церковь Santa Maria in Cosmedin, в которой, собственно, и находится изображение тритона, называемое "Уста Истины". Церковь очень старая, заложена в VI веке, колокольня XII века. Входя внутрь, вспоминаешь начало "Ностальгии" Тарковского - интерьер той церкви, где находится чудотворное изображение Мадонны и куда отказыается войти Горчаков.
"Уста Истины" - последнее, что мы посещаем в Риме. На метро возвращаемся в гостиницу, укладываем шмотки и отбываем через некоторое время в аэропорт Фьюмичино.
Tags: Байрон, Ватикан, Италия, Неаполь, Орвьето, Помпеи, Рафаэль, Рим, Рим_Foro Romano, Рим_прогулки, путешествия
Subscribe

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 11)

    10) 4 февраля (окончание) После музея Lazaro Galdiano мы решили пойти на выставку Кандинского в мадридской мэрии. (фотографии от 31 января)…

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 9)

    10) 4 февраля (продолжение) Продолжим экскурсию по музею Lazaro Galdiano. Посмотрим теперь великих испанцев. Эль Греко 1. Христос и Мария Магдалина…

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 8)

    Описание десятого мадридского дня тоже будет многочастным. 10) 4 февраля 2016 г. И первым делом мы отправимся в музей Lazaro Galdiano, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments