Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Прадо (возвращение)

С ума можно сойти от этого Прадо, даже, пожалуй, еще больше, чем от Лувра. Я уже писал летом 11-го года о своем первом впечатлении об этом музее. Когда на вас обрушивается столько шедевров и в такой концентрации, то действительно можно рехнуться. Жаль, что нельзя фотографировать. Хотя, может,это и во благо, так как тогда оттуда вообще не уйти.
Сегодня мы провели в Прадо 6 часов (примерно с 10 утра до пятого часа вечера). Меня сильнее всего сегодня поразил Гойя (но и от Веласкеса не отойдешь, конечно). Я понял вдруг, что до сих пор ничего не понимал в этом живописце, хотя и отдавал себе отчет в его невероятной эволюции, где с ним может сравниться разве лишь Тёрнер. Но я не понимал ни фантастики его света, ни фантастики колорита. Внимательнее всего я рассматривал его "Мах" и "Портрет королевской семьи". В последней очевиден намек на "Менины" Веласкеса (об этом написано и в аннотации). На заднем плане, в тени, словно призрак, изображен сам художник за мольбертом, лицом к зрителю. Но у Веласкеса художник смотрит на "нас", но на самом деле он смотрит на короля и королеву, портрет которых он пишет и которые отражаются в зеркале и - через зеркало - смотрят на "нас".
У Гойи же художник пишет или не видимую нам модель, или просто стоит задумавшись. И тогда возникает странная инверсия реального и призрачного. Реален именно художник, а сияющая (буквально!) королевская семья - собрание фантомов, явившихся мастеру. "Ко мне идет незримый рой гостей, знакомцы давние, плоды мечты моей".
А какие портреты! Он просто гениальный портретист. Кстати, сейчас в Прадо гастролирует портрет дона Педро де Алькантара Теллес-Хирон и Пабеско, IX герцога де Осуна, из Нью-Йорка (коллекция Фрика). Совершенная блестящая работа, по части колорита в том числе. В Прадо же есть "Семейный портрет в интерьере" - семья герцога: он сам, жена, дети.
Мы поднялись на третий этаж и впервые увидели ранние картины Гойи, картоны, предназначенные для украшения апартаментов короля и знатных особ. Мастерские работы в стиле рококо на бытовые, мифологические сюжеты, пейзажи, сцены охоты.
И от этого прийти к монстрам "черного периода"!
Из картин этого периода на меня сегодня самое сильное впечатление произвели "Парки". Эта почти монохромная картина с колдовским пейзажем и уродливыми фигурами парок напомнила мне фильмы Тарковского, "Ностальгию" в первую очередь. Пейзаж кошмарного сна, зримая антиутопия.
Пока ходили по музею, делал заметки в блокноте. Много чего для себя отметил.
Фантастика, а не музей.
Ну, конечно, испанская живопись 19 века уже не столь интересна и, несмотря на большое собственно живописное мастерство является, в сущности, глубоко провинциальным искусством, как прерафаэлиты или наши художники того же времени.
Tags: Бетховен, Веласкес, Гойя, Испания, Лувр, Мадрид, Моцарт, Моцарт_сочинения для органа, Прадо, Тарковский, Тёрнер, живопись, кино, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments