Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Шостакович - Второй виолончельный концерт соч. 126 (А. Князев, дир. М. Шостакович; 1996 г.)

Что-то я зациклился на Шостаковиче опять. Прямо, как в юности. Gib meine Jugend mir zurück!
Слушал, следя по партитуре. И благодаря этому точно установил, кто дирижировал оркестром на концерте 4 декабря 1972 года в Московской консерватории, о котором я тут писал.
У цифры 25 (1-я часть), когда у струнных начинается шествие неких огромных фантомов, я пометил карандашом: "В исп[олнении] Светл[анова] и Ростроп[овича] это место произв[ело] ос[обенно] потр[ясающее] впеч[атление]".
И это точно память о том концерте. Так что М.Л. сопровождал Госоркестр СССР под управлением Е. Светланова. Концерт был экстраординарный.
Тут же, в партитуре, я написал немного позже (когда стал читать Ахматову) такие строки из Третьей Северной элегии (по-моему, уместные):

Под чьими тяжеленными шагами
Стонали темной лестницы ступени,
Как о пощаде жалостно моля.
И говорил ты, странно улыбаясь:
"Кого они по лестнице несут?"


Но сочинение! Мороз по коже.
Даже графический облик некоторых мест партитуры производит жуткое впечатление.
Например, в финале перед цифрой 98, когда виолончель остается один на один с малым барабаном (tamburo militare). Словно кто-то подхлестывает несчастного, заставляя под треск барабана не то ходить, не то бегать. Вохра и зэк. И обессилевший, "покорствуя бичам", он пытается делать какие-то движения, нелепые, суетливые. Но это происходит незадолго до генеральной кульминации, в которой и сразу после которой мы слышим удар бича. Этот инструмент больше нигде не используется.
В то же время есть места, исполненные какого-то висельного комизма. В ц. 89 у фаготов и контрафагота словно начинается "Танец маленьких лебедей". Но едва начавшись, обрывается. Мы-то, советские, знаем, когда по телевизору вдруг, вместо запланированных передач, начинали показывать "Лебединое озеро".
А в самом конце на фоне тянущегося "ре" солиста ксилофон выстукивает начало "Чижика" (это заметил В. Бобровский в своем проницательном анализе концерта). Тут, между прочим, неожиданно возникает еще одна ассоциация: ведь именно эту песенку поет царь Додон в "Золотом петушке" Римского-Корсакова, признаваясь в любви Шамаханской царице. "Буду век тебя любить, постараюсь не забыть!". А, т.с., политический подтекст последней (гениальной!) оперы Римского-Корсакова хорошо известен.
Повторю: мороз по коже от этого опуса 126. Когда обрывается финальное "ре" солиста, то действительно думаешь, что это музыка, "выжженная дотла". Именно так думаешь и сразу после кульминации финала.
Tags: blogspot, notes, Ахматова, В. Бобровский, ДДШ_126, К. Мейер, Римский-Корсаков, Ростропович, Шостакович, Шостакович_концерты, Щедрин, в других сетях, дирижеры, концерты, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments