Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Бетховен - Симфония № 8 F-dur, op. 93 (Р. Шайи, 2007)

Этак я начну перечислять всё, что я слушал; не совсем в моем стиле.
Но в каникулы, тем более проводимые дома, можно и порезвиться в ЖЫвом журнале.
Бетховен открыт в этом году Восьмой симфонией, от которой я давно без ума.
Как-то мне пришла в голову странная мысль, что от этой симфонии тянутся нити к самым поздним фортепианным пьесам, особенно к "Диабелли-вариациям".
Всё это - Божественная Игра. Но Божество может и страдать (минорная и следующая за ней медленная вариация в опусе 120; в 8-й симфонии страдания нет, но есть страсть, азарт, смех).
Дух, как это гениально написано в заключении "Феноменологии духа" Гегеля, восходит на свою Голгофу (точнее, на лобное место).

Das Ziel, das absolute Wissen, oder der sich als Geist wissende Geist hat zu seinem Wege die Erinnerung der Geister, wie sie an ihnen selbst sind und die Organisation ihres Reichs vollbringen. Ihre Aufbewahrung nach der Seite ihres freien, in der Form der Zufälligkeit erscheinenden Daseins ist die Geschichte, nach der Seite ihrer begriffenen Organisation aber die Wissenschaft des erscheinenden Wissens; beide zusammen, die begriffene Geschichte, bilden die Erinnerung und die Schädelstätte des absoluten Geistes, die Wirklichkeit, Wahrheit und Gewißheit seines Throns, ohne den er das leblose Einsame wäre; nur -

aus dem Kelche dieses Geisterreiches
schäumt ihm seine Unendlichkeit.
.

"Цель, абсолютное знание, или дух, знающий себя в качестве духа, должен пройти путь воспоминания о духах, как они существуют в нем самом и как они осуществляют организацию своего царства. Сохранение их [в памяти], если рассматривать со стороны их свободного наличного бытия, являющегося в форме случайности, есть история, со стороны же их организации, постигнутой в понятии, - наука о являющемся знании; обе стороны вместе - история, постигнутая в понятии, - и составляют воспоминание абсолютного духа и его Голгофу, действительность, истину и достоверность его престола, без которого он был бы безжизненным и одиноким; лишь -

Из чаши этого царства духов
Пенится для него его бесконечность.
(Шиллер)



Хм... Только сейчас до меня дошло, как изумительна тут мысль о случайности истории! О ничтожной вероятности возникновения истории в том виде, как мы ее знаем ("как нам ее бог дал", по словам Пушкина).
И почему наше "наличное бытие" названо свободным? Как у математика у меня сразу возникает ассоциация со свободной алгеброй в многообразии. Так мне легче понять мысль Гегеля. Кстати, когда я его изучал, через некоторые пассажи смог продраться только благодаря знанию математики.
Вот собственно об исполнении Р. Шайи с орк. "Гевандхаус" Восьмой симфонии: на блогспоте.

Но должен заметить, что это исполнение всё больше и больше мне нравится. И к темпам привык уже. Может, как раз они очень точно выбраны. А финалом, который как-то долго до меня не вполне доходил, теперь, при отчетливом слышании его формы, я просто упиваюсь. Это вершина симфонии.
Всё, кончаю, а то меня занесет совсем не в ту степь.
Tags: blogspot, Бетховен, Бетховен_симфонии, Бетховен_фортепиано, Гегель, ЖЖ, Пушкин, Шиллер, Шпет, в других сетях, дирижеры, математика, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments