Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Квартеты Моцарта

Нет, наверное, не существует ансамбля, который бы меня полностью удовлетворил в моцартовских квартетах.
Поневоле вспомнишь, что говорили некоторые великие о трудности исполнения Моцарта.
Шоу: "Моцарта исполнять гораздо труднее, чем Вагнера. Вагнера можно иной раз петь "около нот", и всё будет прекрасно, а у Моцарта вы либо попадаете в десятку, либо оказываетесь на милю от цели".
Асафьев: "Моцарта играть очень трудно, может быть, труднее всего".
С. Рихтер: "Один и тот же пассаж, который у Гайдна и Бетховена сыграть очень легко, у Моцарта становится невероятно трудным".

Вот, например, "Альбан Берг - квартет" совершенно непревзойденно играет квартет D-dur, K. 499, а в других сочинениях он меня устраивает гораздо меньше, иногда даже совсем не устраивает. Кстати, бетховенские квартеты они играют замечательно.
Аутентичный "Саломон-квартет" (The Salomon String Q.) недосягаем в медленном вступлении к "Диссонантному" квартету, но они самым непозволительным образом глотают последнюю ноту в финале, которая замыкает ритмически и интонационно всю конструкцию. Но многое у них очень хорошо. Лучше всего у них получился квартет A-dur, K. 464, с невероятным авангардистским финалом.
Пожалуй, могу констатировать, что самое ровное положительное впечатление производят на меня "Хаген-квартет" и "Итальянский квартет". У первых высшее достижение (на мой взгляд) - последний, F-dur'ный, квартет, у вторых - предпоследний, B-dur'ный. Оба ансамбля записали все квартеты Моцарта (как и "Амадеус-квартет", но их выносим за скобки ввиду тотального игнорирования ими всех повторений).
Прекрасно чувствуют дух Моцарта Джульярдцы (The Juilliard St. Q.), о чем я уже тут писал не раз.
***
За последние дни я прослушал в трех исполнениях квартет Es-dur К. 428: Джульярдцы, "Саломон" и Пражский квартет (на виниле, "SUPRAPHON"). В целом, неплохо играют все, но лучше всех пражане. Особенно это легкое стаккато в первой части, которое, будучи исполнено портаменто, напрочь убивает дух музыки, превращая смех богов в нечто добродетельное и невразумительное. Очень жаль, что они не выполняют реприз, кроме повторения экспозиции 1-й части. И даже несмотря на это в их исполнении выразительнее и значительнее, чем у других, звучит бесподобное As-dur'ное Andante с "тристановской" темой.
***
Еще на эту тему в других сетях:

"Моцарт и Бах".
(Питаю слабую надежду, что кто-то из профессионалов просветит меня насчет "Искусства фуги" и Моцарта.)

Квартеты К. 428 и К. 458 в исп. Итальянского квартета.
(Только не могу согласиться с самим собой, что К. 458 значительнее К. 428. Нет, 428-й труднее для восприятия, а "Охотничий", пожалуй, самый легкодоступный и очаровательный из всех шести квартетов, посвященных Гайдну; но в нем выделяется третья часть своей высокой Меланхолией.)

Tags: blogspot, Асафьев, Бах, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Вагнер, Моцарт, Моцарт_струнный квартет, Моцарт_струнный квинтет, Рихтер, Чичерин, Шоу, Шуберт, в других сетях, даты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments